Ирина Золина — продюсер независимых театральных проектов, директор Электротеатра Станиславский. Подробнее о лекторе.
О чем лекция?
Про государственный театра и артистов, административную часть и директорство. Какой выбор есть у артистов: идти в государственный театр или оставаться на свободе. Ха-ха.
Плюсы и минусы того, что вы отдаете трудовую книжку в государственный театр.
Почему важно читать договоры и почему директор на самом деле любит всех своих артистов.
Таймлайн
01:20 — вопрос: откуда желание стать директором? можно руководить любым театром, или имеет значение специфика театра?05:30 — юридические дисциплины в театральном обучении и важность этих дисциплин: быть творческим или подкованным по законам
07:50 — стоит ли артисту идти в государственный театр и почему важно читать договор
12:20 — плюсы и минусы работы в государственном театре
16:00 — директор театра — это не тот человек, который наживается на артистах, а тот, обеспечивает
21:00 — зарплаты в театре
29:00 — профсоюзы
30:00 — подходите к руководству театра, к директору с вопросами и уточнениями, не бойтесь ничего
38:20 — формирование репертуара театра и расписание артистов
45:00 — отношения и этика сотрудников театра
51:00 — *реакции аудитории на лекцию, мнения про директора и откуда страх к нему идти
53:00 — ответ на вопрос: директор дал 60% от обещанный суммы, но договора не было, да
53:40 — штатное расписание и количество сотрудников
59:00 — договор с физическим лицом, сумма гонорара и НДФЛ
01:01:00 — обязательный договор
01:07:30 — государственные контракты в системе и нюансы для директора
01:11:00 — комментарий на реакцию, почему артисты боятся идти к директору
01:14:10 — структуры театров и человечность директора
01:19:00 — *перерыв в эфире на пару минут*
01:22:30 — вопрос: пять ошибок в создании своего проекта, на что обращать внимание?
01:31:20 — про Мастерскую индивидуальной режиссуры Юхананова и обучение
01:35:00 — вопрос: возможно ли после частной актерской школы устроиться в государственный театр? а если артисту уже 40 лет?
Конспект лекции
Юридические дисциплины преподают в вузах, но ученики их пропускают, потому что важнее им посещать профессиональные дисциплины. Когда студент выпускается, то начинает теряться: что за договор, какие правила есть, как надо действовать.Государственный театр: что важно знать
Если вы отнесли в театр трудовую книжку, то театр стал ваш основным местом работы. Остальные проекты становятся сторонними. У ваш появляется рабочая неделя в 6 дней: под табеле проставляется 7 каждый день рабочий день, будто вы каждый день на работе. Допустим, вы уезжаете делать проект в Амстердам, никого не предупреждали, не брали неоплачиваемый отпуск. Вам звонят из режиссерского управления и говорят срочно приехать на репетицию или на замену артиста, а вы не можете приехать, то администрация ставит вам прогул и может использовать это как причину для увольнения. Поэтому обязательно читайте договоры и вникайте в написанное в них: коллективный и индивидуальный. Задавайте вопросы, если что-то не понимаете.Плюсы:
- Социальный пакет: оплата больничных, отпускных.
- Свобода без вызова в театр, без репетиций, а зарплата за день все равно начисляется.
- Если возникает проект, то пишете заявление на неоплачиваемый отпуск и уходите в проект с головой вплоть до 1 года. Или предупреждаете администрацию.
- Даже если нет вызова в театр, вы должны быть на связи.
- Всегда надо предупреждать администрацию о занятости на стороне.
- По вызову театра надо явиться. Иначе могут поставить прогул и уволить.
Читайте коллективный и индивидуальный договоры обязательно! Особое внимание обратите на:
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об оплате труда.
- Положение о премировании.
Кто такой директор театра
Директор театра — это тот человек, который обеспечивает все процессы в театре, в том числе и выпуски спектаклей, оплату труда артистов, режиссеров и прочих сотрудников. Допустим, у театра прямо сейчас нет наличных денег, чтобы закупить реквизит для спектакля. Театр обязан будет заключать много контрактов, договоров, проходить тендеры и аукционы, где безналичный расчет. Зачастую в таких ситуациях либо директор, либо художественный руководитель отдает свои наличные деньги на срочные запросы режиссеров и артистов. Ищет деньги, занимает деньги. Директор работает на цель — чтобы спектакль вышел, чтобы артисты играли.Подходите к директору и задавайте вопросы, если есть. Как директор еще узнает о том, что вас волнует и поможет решить? Задавать вопросы можно и нужно. Директору важно знать, ему важен психоклимат в коллективе.
Кроме административной ответсвенности, директор несет еще и уголовную. Если зарплата задерживается более, чем на три дня и это происходит более двух раз, то сразу возникает уголовная ответственность. Директор театра — это риск своей свободой.
Размер зарплат
Тарифы достаточно маленькие. Молодой артист, выпускник вуза по официальной тарифной сетке оклад от 12 до 15 тысяч рублей. Далее надбавки и премии, которые формирует и изыскивает администрация театра. Они формируются извне бюджетных средств:- выручка с продажи билетов;
- спонсорская или меценатская помощь.
То есть оклад + премии и надбавки.
Государственный оклад субсидируется Департаментом культуры.
Федеральные театры субсидирует Министерство культуры РФ. Ставка в федеральных театрах повыше.
Дальше идет официальная надбавка, которую устанавливает руководство театра в соответсвии с коллективным договором: ваш стаж, звания, награды, участие в спектаклях, количество ролей и так далее. Эта надбавка фиксируется на год. Дальше идут премии.
Формирование репертуара театра
Директор понимает, что на проекте в сериале, например, артист заработает больше, поэтому отпускает, но иногда есть спектакли, которые невозможно подвинуть.Минимум за три месяца репертуар известен, и от него можно отталкиваться по сторонним проектам.
Если вы не явились на репетицию или сорвали ее, или опоздали на нее, то сначала будет выговор, если это второй раз — театр имеет право лишить вас надбавки, если третий — театр имеет право вас уволить, потому что вы не соблюдаете трудовые нормы.
Артист может нарушить до 2 раз трудовые обязанности без увольнения.
Если вы требовательны к руководству театра, то будьте требовательны и к себе.
Штат и договор
Штатное расписание театра и общее количество сотрудников формируется из-того, какое количество мест в зале. Есть штатный артист с трудовым договором и есть приглашенный артисты, которые обсуждаются с директором.Когда театра оформляет с вами договор как с физическим лицом, озвучивайте желаемую сумму гонорара и учитывайте 13% НДФЛ.
Хотите получить 10 тысяч чистыми, то умножайте сумму на 1,15 — полученную сумму и прописывайте в договоре.
Государственный театр не имеет право подключать вас к работе без договора. Подписывайте контракты! Даже если идет процесс регистрации долгий, на бумаге вы можете все подписать и работать. Фотографируйте договор и отдавайте на регистрацию — от 2 до 4 недель. Проверяйте суммы, читайте документ!
Если с вами заключен государственный контракт, то он висит в системе, где фиксируются все сроки. Если он не завершен, не выплачены все суммы, директора вызывают в госконтроль, где он объясняется и переносит, например, срок окончания еще на месяц. Если и через месяц не завершен контракт, то директора штрафуют. Третье нарушение — учредитель Департамента культуры может расторгнуть с директором контракт как с недееспособным руководителем.
Системы и структуры управления театров
Раньше использовали широко структуры:- художественный руководитель и директор;
- главный режиссер и директор;
- художественный руководитель, главный режиссер и директор.
Сейчас многие театры перешли на структуру, где только директор и все. Сначала директор, потом режиссер. Тут у директора больше власти и обязанностей, различных инструментов.
Полезные материалы
- Книги и статьи теоретика и практика театра Дадамян Геннадия Григорьевича Дадамяна.
- Лекции и программ «Мастерской индивидуальной режиссуры» Юхананова.
- Лекции театроведа и специалиста по Шекспиру Алексея Вадимович Бартошевича.