part журнал

Работа в негосударственном театре

вебинары полезно деньги
*смотрите видео с 01:10
*33:33 − 36:25 — интересные слова про ценности жизни и деньги

Ксения Аникеева — театральный и ивент-менеджер, независимый продюсер. Подробнее о лекторе.

О чем лекция

Негосударственные театры: плюсы и минусы. Как устроен бюджет внутри проектов. Как найти работу в негосударственном театре. Очень много приятных советов и рекомендаций как для артиста, так и для продюсера.

Таймлайн

01:40 — о лекции и лекторе
02:50 — что такое негосударственный театр
06:00 — независимый театр
07:00 — коммерция и нет
10:50 — негосударственные проекты
16:00 — бюджет на проекты как бизнес-задача
19:30 — вопрос: какие юридические формы могут быть в негосударственном театре? как определить, будет ли проект финансово успешным?
22:30 — проектный театр
30:00 — ожидания и сложности
32:40 — самозанятость
36:25 — актерские ставки
41:50 — вопрос: есть ли информация для создателей негосударственных театров как платить налоги, как искать договора, как организовать работу, как искать площадку?
46:10 — как найти работу в негосударственном театре
01:00:00 — вопрос: какие у тебя есть инструменты, которые помогают тебе заниматься несколькими проектами одновременно, распределять время на все задачи?
01:04:40 — вопрос: расскажи о своей работе с Федором Елютиным
01:07:00 — вопрос: об опыте работы над проектом интересно было бы послушать, с чего начинать, какие проблемы возникают
01:12:00 — вопрос: из чего складывался ваш практический опыт?
01:16:00 — вопрос: как привлечь в регионы менеджеров, потому что очень сложно?
01:19:00 — вопрос: фонд Прохорова взаимодействует с физлицами?
01:21:00 — вопрос: почему «Импресарио» стал таким успешным проектом?
01:24:00 — вопрос: над какими проектами вы сейчас работаете?
01:26:40 — вопрос: есть ли у вас профессиональное образование в продюсерской или театральной среде?

Конспект лекции

Что такое негосударственный театр

Разные по форме и характеру объединения, которые занимаются театральной деятельностью: создают и выпускают в прокат прокат театрализованные продукты без финансовой поддержки от государства. Главная цель — реализация творческого проекта.

Бюджетными деньгами закрывается обычно 50−70% нужд государственного театра: зарплаты, содержание здания, коммунальные расходы, ремонт. Это хорошая финансовая база, на которой театр разворачивает художественную политику, занимается экспериментальными проектами и вкладывается в рекламу, если желает.
Этой приятной базы у негосударственного театра нет.

Независимый театра

Один из вариантов негосударственного театра. Он более подвижный, быстрее развивается и попасть в него гораздо проще, чем в государственный.

Негосударственные театры все же ведут свою коммерческую деятельность, например, продают билеты. Поэтому артисты могут рассчитывать на деньги за выход. Это не делает театр коммерческим в привычном смысле слова.

Например, ТЕАТР.DOC.

Негосударственные проекты

Функционируют непрерывно почти как репертуарный театр.
Форма организации их может быть коммерческой: ИП, ООО или гибридная, когда чередуются системы для определенных целей — самая частая история.

Проект как бизнес

Театральное производство — штука дорогая: стоимость проката высокая, а маржинальность низкая. Неизвестна зрительская реакция, поэтому сложно прогнозировать успех. Бюджеты на такие проекты складываются из партнерских средств, средств с продажи билетов, с грантов — вся система функционирует как бизнес.
Средние ставки на проекты у всех разные: зависят от оборотов и поставленных задач.

Если компания функционирует более-менее постоянно, то это значит, что у нее есть:
  • структура;
  • планы;
  • процессы, поставленные на поток;
  • менеджмент и так далее.
Это значит, что у компании есть институция, поэтому она сможет заключать с артистами договор. Не все это делают, но если есть юридическое лицо, то артист имеет полное право просить договор и добиться его.

Проектный театра

Проектный pop-up театр — коллективы, которые существуют тогда, когда существуют их проекты. Это может быть чей-то личный ИП, чтобы подаваться на гранты.
У театральных проектов есть инициатор. Как правило это режиссер или инициативная группа, например, из режиссера, драматурга и продюсера.

Перед участием в проекте подумайте, что вам даст работа, если не деньги. Если опыт и новые знакомства того стоит, то смело врывайтесь.
Часто бывает такое, что команда на первом проекте сработалась, и другие идеи воплощает тоже совместно — все довольны. 
Проекты хороши тем, что у них есть начало и конец. Работу в них можно сочетать с другими задачами на стороне.

Ожидания и сложности

Ограниченный бюджет заставляет на некоторые пункты сметы стараться тратить как можно меньше, например, на зарплату. 

Старайтесь оформлять договор! Уходите от неофициальности везде, где только можно.

Самозанятость

Нельзя быть одновременно и ИП, и самозанятым. Главная разница в контексте театра между ними: ИП может выполнять объемные услуги и нанимать третьих лиц, а самозанятый может только сам выполнять работу. Также есть лимит на доход в год.
Если важно, чтобы копился трудовой стаж, то самозанятость не про это.

*33:33 − 36:25 — интересные слова про ценности жизни и деньги

Актерские ставки на негосударственных проектах

Больная тема обеих сторон, потому что определение суммы происходит на неком интуитивном уровне. Можно смотреть по рынку, оценивать свой труд и примерно знать свою среднюю оплату за репетицию и спектакль.

Как найти работу в негосударственном театре

Нет простого ответа, потому что это набор организаций, компаний или людей, которые просто делают театр. Нет ресурса с информацией о картингах, например.

Подпишитесь в соцсетях на режиссеров, художников, продюсеров, чьи работы вам нравятся.
Обращайте внимание на конкретных людей, конкретных режиссеров.

Полезные материалы

Негосударственные театры и проекты со ссылками для того, чтобы вы подписались в удобной для вас соцсети.

Статья в «ТЕАТР.» о независимых театрах СПб.

Полезные упражнения по теме лекции

Составьте список из 10 спектаклей, которые вас впечатлили.
Есть ли среди них работы независимых театров? Сколько?

Смотрите на мир глазами продюсера:
  • Определите 2 негосударственных театральных организаций или проектных коллектива, с которыми вам потенциально интересно сотрудничать.
  • Объясните почему? Какие их работы вы видели?
  • Найдите хотя бы одного знакомого, кто уже сотрудничал с каждой из них, соберите эмпирические данные о том, как организована работа там: как отбирают артистов на проекты, заключают ли договора, сколько платят, есть ли какие-то тревожные нарекания.
  • Зайдите на сайт компании, если он есть, и изучите его. Что за ОПФ у компании? Попытайтесь понять, есть ли у компании какие-то внешние источники финансирования? Сколько стоят билеты на спектакли? Насколько активны в соцсетях?