*смотрите видео с 01:10 *33:33 − 36:25 — интересные слова про ценности жизни и деньги
Ксения Аникеева — театральный и ивент-менеджер, независимый продюсер. Подробнее о лекторе.
О чем лекция
Негосударственные театры: плюсы и минусы. Как устроен бюджет внутри проектов. Как найти работу в негосударственном театре. Очень много приятных советов и рекомендаций как для артиста, так и для продюсера.
Таймлайн
01:40 — о лекции и лекторе 02:50 — что такое негосударственный театр 06:00 — независимый театр 07:00 — коммерция и нет 10:50 — негосударственные проекты 16:00 — бюджет на проекты как бизнес-задача 19:30 — вопрос: какие юридические формы могут быть в негосударственном театре? как определить, будет ли проект финансово успешным? 22:30 — проектный театр 30:00 — ожидания и сложности 32:40 — самозанятость 36:25 — актерские ставки 41:50 — вопрос: есть ли информация для создателей негосударственных театров как платить налоги, как искать договора, как организовать работу, как искать площадку? 46:10 — как найти работу в негосударственном театре 01:00:00 — вопрос: какие у тебя есть инструменты, которые помогают тебе заниматься несколькими проектами одновременно, распределять время на все задачи? 01:04:40 — вопрос: расскажи о своей работе с Федором Елютиным 01:07:00 — вопрос: об опыте работы над проектом интересно было бы послушать, с чего начинать, какие проблемы возникают 01:12:00 — вопрос: из чего складывался ваш практический опыт? 01:16:00 — вопрос: как привлечь в регионы менеджеров, потому что очень сложно? 01:19:00 — вопрос: фонд Прохорова взаимодействует с физлицами? 01:21:00 — вопрос: почему «Импресарио» стал таким успешным проектом? 01:24:00 — вопрос: над какими проектами вы сейчас работаете? 01:26:40 — вопрос: есть ли у вас профессиональное образование в продюсерской или театральной среде?
Конспект лекции
Что такое негосударственный театр
Разные по форме и характеру объединения, которые занимаются театральной деятельностью: создают и выпускают в прокат прокат театрализованные продукты без финансовой поддержки от государства. Главная цель — реализация творческого проекта.
Бюджетными деньгами закрывается обычно 50−70% нужд государственного театра: зарплаты, содержание здания, коммунальные расходы, ремонт. Это хорошая финансовая база, на которой театр разворачивает художественную политику, занимается экспериментальными проектами и вкладывается в рекламу, если желает. Этой приятной базы у негосударственного театра нет.
Независимый театра
Один из вариантов негосударственного театра. Он более подвижный, быстрее развивается и попасть в него гораздо проще, чем в государственный.
Негосударственные театры все же ведут свою коммерческую деятельность, например, продают билеты. Поэтому артисты могут рассчитывать на деньги за выход. Это не делает театр коммерческим в привычном смысле слова.
Например, ТЕАТР.DOC.
Негосударственные проекты
Функционируют непрерывно почти как репертуарный театр. Форма организации их может быть коммерческой: ИП, ООО или гибридная, когда чередуются системы для определенных целей — самая частая история.
Проект как бизнес
Театральное производство — штука дорогая: стоимость проката высокая, а маржинальность низкая. Неизвестна зрительская реакция, поэтому сложно прогнозировать успех. Бюджеты на такие проекты складываются из партнерских средств, средств с продажи билетов, с грантов — вся система функционирует как бизнес. Средние ставки на проекты у всех разные: зависят от оборотов и поставленных задач.
Если компания функционирует более-менее постоянно, то это значит, что у нее есть:
структура;
планы;
процессы, поставленные на поток;
менеджмент и так далее.
Это значит, что у компании есть институция, поэтому она сможет заключать с артистами договор. Не все это делают, но если есть юридическое лицо, то артист имеет полное право просить договор и добиться его.
Проектный театра
Проектный pop-up театр — коллективы, которые существуют тогда, когда существуют их проекты. Это может быть чей-то личный ИП, чтобы подаваться на гранты. У театральных проектов есть инициатор. Как правило это режиссер или инициативная группа, например, из режиссера, драматурга и продюсера.
Перед участием в проекте подумайте, что вам даст работа, если не деньги. Если опыт и новые знакомства того стоит, то смело врывайтесь. Часто бывает такое, что команда на первом проекте сработалась, и другие идеи воплощает тоже совместно — все довольны. Проекты хороши тем, что у них есть начало и конец. Работу в них можно сочетать с другими задачами на стороне.
Ожидания и сложности
Ограниченный бюджет заставляет на некоторые пункты сметы стараться тратить как можно меньше, например, на зарплату.
Старайтесь оформлять договор! Уходите от неофициальности везде, где только можно.
Самозанятость
Нельзя быть одновременно и ИП, и самозанятым. Главная разница в контексте театра между ними: ИП может выполнять объемные услуги и нанимать третьих лиц, а самозанятый может только сам выполнять работу. Также есть лимит на доход в год. Если важно, чтобы копился трудовой стаж, то самозанятость не про это.
*33:33 − 36:25 — интересные слова про ценности жизни и деньги
Актерские ставки на негосударственных проектах
Больная тема обеих сторон, потому что определение суммы происходит на неком интуитивном уровне. Можно смотреть по рынку, оценивать свой труд и примерно знать свою среднюю оплату за репетицию и спектакль.
Как найти работу в негосударственном театре
Нет простого ответа, потому что это набор организаций, компаний или людей, которые просто делают театр. Нет ресурса с информацией о картингах, например.
Подпишитесь в соцсетях на режиссеров, художников, продюсеров, чьи работы вам нравятся. Обращайте внимание на конкретных людей, конкретных режиссеров.
Составьте список из 10 спектаклей, которые вас впечатлили. Есть ли среди них работы независимых театров? Сколько?
Смотрите на мир глазами продюсера:
Определите 2 негосударственных театральных организаций или проектных коллектива, с которыми вам потенциально интересно сотрудничать.
Объясните почему? Какие их работы вы видели?
Найдите хотя бы одного знакомого, кто уже сотрудничал с каждой из них, соберите эмпирические данные о том, как организована работа там: как отбирают артистов на проекты, заключают ли договора, сколько платят, есть ли какие-то тревожные нарекания.
Зайдите на сайт компании, если он есть, и изучите его. Что за ОПФ у компании? Попытайтесь понять, есть ли у компании какие-то внешние источники финансирования? Сколько стоят билеты на спектакли? Насколько активны в соцсетях?