part журнал

Актер как продюсер и инициатор собственных проектов

вебинары полезно деньги
*смотрите видео с 34:30
*можете слушать лекцию, но в 01:04:30 Владимир ненадолго покажет экран своего компьютера — пример сметы с комментариями

Владимир Казаченко — директор театра «Сатирикон», театральный менеджер, продюсер. Подробнее о лекторе.

О чем лекция

О процессе создания спектакля: от идеи до выпуска. Этапы и специалисты, которые обязательно нужны для работы над выпуском премьеры.
Нельзя идти на поводу у технических служб, потому что они всегда хотят все упростить: не дают, например, реквизит артистам сразу, потому что артисты его сломают. А как им репетировать без реквизита? Никак. Как сказал художественный руководитель, так и будет.

Таймлайн

35:05 — о лекторе
37:30 — откуда возникает идея создания спектакля и что важно понимать на начальном этапе
40:40 — идею отнести художественному руководителю или директору
42:00 — начало рабочего процесса для выпуска премьеры
42:55 — макеты
43:20 — техническое совещание специалистов
48:00 — составление сметы
52:44 — документы для работы над спектаклем
01:02:00 — вопрос: как синхронизировать все процессы по работе по нескольким проектам?
01:04:30 — пример сметы
01:12:00 — приемка декораций и костюмов
01:15:20 — продвижение
01:20:00 — прогоны «для своих»
01:23:10 — премьера и после
01:27:50 — вопрос: 5 ошибок при подготовке к спектаклю
01:38:39 — вопрос: через какие каналы происходит договоренность с автором?
01:42:40 — вопрос: возникают ли в процессе новые расходы и что делать с ними?
01:49:50 — вопрос: договоры с авторами регулируются на основе законов страны, в которой будет проходить спектакль?
01:52:26 — вопрос: могут ли актеры в процессе изменить задуманный вами сценарий?
01:54:47 — вопрос: стоит ли на начальном этапе поиска команды составлять договор о неразглашении идеи?
01:57:42 — вопрос: как вы управляете рисками: в договоре можно прописать что угодно, но тогда вы потеряете артиста?
02:03:00 — вопрос: риски в команде, когда актер не приходит на спектакль, не выполняет условия договора, но актер ценный и команду хочется сохранить. приоритетнее проект или команда?
02:08:50 — вопрос: можно к вам в театр прийти на стажировку как ассистент директора?

Конспект лекции

Относитесь к спектаклю как проекту, потому что это он и есть.
Движение спектакля — это коммуникация, поэтому важно ее выстраивать в начале и поддерживать на протяжении всего процесса.

Идея

Все начинается с идеи. Она приходит в голову режиссеру или продюсеру. Чаще всего основанием для ее возникновения является пьеса или проза, но на стадии зарождения важно заземлить мысль и понять:
  1. Кому спектакль будет интересен.
  2. Как спектакль будет выглядеть.
  3. Какие в спектакле будут средства для передачи сути.
  4. Окупится ли спектакль и насколько.
Только после этого идею вместе со сформулированными ответами несите художественному руководителю или директору.

Участники проекта

После одобрения начинается процесс подготовки к выпуску премьеры — собирается постановочная команда: режиссер всех специалистов, которые ему нужны, например, сценографа, художника по костюмам, художника по мультимедиа, режиссера спецэффектов и так далее в зависимости от конкретных целей.

Техническое совещание

Совместно готовится макет декораций. Собирается техническое совещание, где происходит представление проекта спектакля: художественного оформления, декораций. Участники проекта совместно решают, как надо делать все элементы, из каких материалов, делают первичную опись реквизита.

Обязательно надо посчитать смету спектакля, чтобы понять, хватит ли средств на все творческие задумки. Включить в смету нужно все затраты, которые могут появиться по ходу работы: приобретение материалов, пошив костюмов, изготовление декораций, расходы на рекламу, на аренду площадки для репетиций и спектакля; гонорары для артистов, для постановочной команды, для авторов.

Получить у авторов права на постановку и на показ спектакля!

Документы и оформление

Договоры, приказы о выпуске премьеры, о распределении ролей.
Если речь идет о государственном театре, то заключать все договоры надо в полном соответствии с законами.
Определяете сроки исполнения всех работ.
Готовите план-график выпуска спектакля с датами и интервалами, которые будут страховать от случайностей и переноса премьеры. Используйте для удобства диаграммы Ганта, сетевой график.

Приемка

Важно сделать приемку художественно-декорационного оформления и костюмов: насколько они удобны, качественны, как выглядит на артистах.

Оценить декорации и костюмы на соответствие безопасности труда!

Продвижение

Важно опираться на творческие силы внутри спектакля. Прислушивайтесь к артистам и их идеям — они могут оказаться интересными для зрителя и продвижения.
Рекламную кампанию надо начинать хотя бы за 2 месяца до выпуска спектакля. Ближе к выпуску наращивать силу рекламы.
Отдел маркетинга должен работать всегда: продвигать премьеру, продвигать спектакль даже спустя год. Нужны контент-план, медиа-план, по которому маркетологи будут идти, чтобы зрители всегда были в зале.

Выход на премьеру

Сделать актерам прогоны «для своих», чтобы они не нервничали, чтобы во время прогонов вскрылись слабые места.
Делайте пресс-показы.
Подключайте внештатных фотографов, чтобы использовать как можно больше контента для рекламной кампании.

Премьера

Читайте отзывы на спектакль, прислушивайтесь к ним.
Продолжайте работу над спектаклем. Следите за декорациями, ремонтируйте, смотрите сами спектакль периодически.
Если вы понимаете, что спектакль уже не рабочий и пора его снять, то снимайте. Все циклично: все рождается и все умирает. И-и-и приступайте к работе над следующим.