part журнал

Конкурс Meisner Institute — это про аккуратную любовь, импульсы и партнерство

актерское
Наши выпускницы победили в конкурсе Института Мейснера. Мы расспросили их про ожидания, работу над этюдами и сожаления, узнали нежное про американский менталитет и способы погружения в рабочий процесс перед камерой.

Что и где

В конце 2021 года Meisner Institute провел международный онлайн-конкурс по трем направлениям:
  • написание сценария;
  • физический театр;
  • драматический театр.

Наши выпускницы Надежда Косовец и Ульяна Симан победили в категории «Драматический театр». Подробнее о самом конкурсе, подготовке и репетициях мы расскажем чуть позже, а сейчас пара слов про Институт и методику преподавания, которая привлекла наших выпускниц.

Институт Мейснера — научно-исследовательский и учебный центр исполнительских искусств, который находится в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Институт готовит актеров и театральных педагогов по методике Сэнфорда Мейснера: практика направлена на развитие мгновенной спонтанности, импульсов, которые являются первой и настоящей реакцией актера на события на сцене и в кадре. Упражнения по методике Мейснера открывают актеру его собственные эмоции, учат его слушать и чувствовать партнера.
37 студентов Мейснера были номинированы на премию «Оскар», среди них — Роберт Дюваль, Грейс Келли, Стив Маккуин и Дайан Китон.
Теперь вернемся к Надежде и Ульяне и узнаем у них все про конкурс.

Конкурс и поиски партнеров

Куратором конкурса был Скотт Трост — директор Института Мейснера, который собрал в жюри режиссеров, педагогов и актеров из США, Сингапура, России, Филиппин, Китая, Англии, Южной Африки, Греции, Франции и Германии. Участвовать в любой из трех категорий мог каждый: сольно или с партнером. 
Ссылку на конкурс прислал ректор Part Academy Александр Вайнштейн в общий чат выпускников. Информация была написана на доступном английском, но коллеги и одногруппники всегда помогали переводить и понимать суть сложных моментов. Конкурс заинтересовал выпускников, и они начали в чате искать партнеров для этюдов — таких же жаждущих и заинтересованных. Так Институт Мейснера подружил петербургский и московский кампусы Академии.

Надежда: Про конкурс я сначала написала своим одногруппникам. День молчат, два молчат, и я решила кинуть клич по всем выпускникам и студентам, вдруг хочет кто.
Ульяна: Наденька просто написала в общий чат, что ищет человека в пару для сцены. Она искала того, кто хочет с ней разобрать текст, поставить этюд, снять и отправить. Я откликнулась и согласилась. Так все и завертелось.

Надежда и Ульяна решили делать драматический театральный этюд на 5-10 минут. Организаторы конкурса дали четыре текста на выбор: художественные отрывки, вырванные из контекста, с ярким событием для смены настроения героев. Текст нужно изучить, адаптировать и сыграть на камеру. Ульяна и Надежда выбрали непростой диалог двух прозаических героев, который направлен на работу и анализ актерского мастерства.

Надежда: Я посмотрела тексты, перевела и расписала тот, который мне понравился: «Мертвый мозг». Две сестры встречаются в больнице около постели отца: одна хочет отключить его от аппарата поддержания жизни, а вторая надеется до последнего, что отец скоро очнется. И на фоне этих разногласий вырастает конфликт. Скотт нам дал отрывки без контекста. Я так до сих пор и не знаю, чем сцена на самом деле кончилась! Переписываюсь со Скоттом, может, попрошу его скинуть произведение целиком :)
Ульяна: Тексты были написаны весьма оригинально, и было видно, что конкурс направлен именно на исследование: как актер может проанализировать и воплотить текст, зацепиться за сложные моменты, как за крючки, и показать смену ситуации и настроения. Хочу отметить, что писать сценарии нужно уметь — это не так просто, как может показаться. Все тексты, которые были на конкурсе, включали крутые поворотные моменты. Из одного диалога на 3-7 минут выливается целая история и раскрываются герои. В этом и заключается мастерство сценариста. Это так интересно, когда начинаешь разбираться и придумывать биографию своему персонажу.

Скотт сразу предложил всем участникам конкурса поработать вместе над техникой Мейснера, которая пригодится для разбора текста, понимания персонажей и обстоятельств. Участники выходили в онлайн, обсуждали методику, ее нюансы и тонкости, узнавали друг друга, делились ощущениями и ожиданиями. Все общение было очень бережным и аккуратным.
Надежда с партнером по сцене во время показа

Скотт и методика обучения

Скотт приезжал в петербургский филиал Академии на день открытых дверей 26 сентября. После мастер-класса абитуриенты описывали его как нежного и аккуратного: «Мы в начале занятия подарили сердце партнеру, а в конце — забрали. Так все было безопасно и любовно». Такое же отношение и настроение девушки наблюдали в течение всего времени работы над этюдами для конкурса.

Надежда: Скотт и его педагогика — это про безопасность и аккуратность. Русская драматическая школа работает на надрыве, требует выкладываться на 200%. Это совершенно разные подходы, полярные стили работы над ролью. Именно эта разница сразу бросилась мне в глаза, потому что сыграла на сильном контрасте.

— Как вас хватает? Вы же на разрыв работаете! — говорит Скотт про русских и их подход к задачам.

— Да мы и живем на разрыв! — отвечает ему Надя.


Скотт сам проводил тренинги, рассказывал про конкурс, объяснял, что хочет увидеть, давал советы. Ему не важен текст: Скотт часто работает с китайцами и филиппинцами, они говорят в сценах на родном языке, а он смотрит именно на игру и импульсы актера, смену настроения. Важно, чтобы партнеры слышали и видели друг друга и реагировали, а не произносили заученные фразы в конкретное время.

Ульяна: Я очень впечатлена Скоттом. Сразу видно, что называется «высшим пилотажем преподавательского мастерства». Он действительно впечатляет, увлекает и рассказывает сложные вещи доступным языком. О технике Мейснера я слышала, но не вдавалась в подробности, а тут захотела поработать в ней. И это было так интересно! Скотт зажег нашу группу, вдохновил! 
Надежда: Самое важное — слышать партнера, а я не слышала, поэтому Скотт и сделал на этом акцент. Сначала я уперлась в текст, а потом в один момент перещелкнуло понимание, и все получилось. Главное, чтобы не ты хорошо сыграл, а твой партнер хорошо сыграл. Начнешь зажиматься, анализировать текст и действие — вся сцена посыпется. 

Суть метода Мейснера в разборе текста и понимании ситуации, что преподают и в Part Academy, только иным стилем донесения этой сути, способом объяснить элементы и особенности. В мейснеровской методике есть техники знакомой системы Станиславского, местами можно увидеть упражнения Михаила Чехова.

Ульяна: Наша школа и американская, их методы преподавания — это две взаимодополняющие друг друга техники обучения, в основе которого лежит метод Станиславского. Их нельзя противопоставлять.
Надежда: Скотт всегда говорил, что ему все нравится, что все прекрасно. Владимир Кузнецов бы сказал: «Подумай еще, покопай глубже, посмотри, что за этим стоит и почему», а Андрей Матюков бы сказал: «Я не уверен, что ты поймала правильные ощущения. Где они, где память физических действий?». Леонид Нечаев бы попросил придумать еще 10 вариантов развития событий. Работаешь, работаешь, а потом — бац! — и все было великолепно. Никаких замечаний, а ты стоишь в недоумении, потому что привык ждать советы по доработке. Поэтому и сложно поверить в победу. Скотт учит делать из любви, не надо рвать, не надо делать на стрессе. А для нас это странно! Новая подача, непонятная, но оттого еще более любопытная.

Надя говорит, что была случайно подготовлена к такому стилю работы. Недавно она снималась в сериале, и режиссер все время ей говорил: «Ты такая молодец! У тебя все здорово получается!». А она не верила. Думала, что ему скучно с ней работать, потому что не хочет попробовать иначе снять, изменить сцену, качнуть эмоции. Спросила его и услышала в ответ, что она просто сразу органично встает в кадр, и что он увидел ее диапазон, просто пообщавшись в первый день съемок.

Подготовка к этюду и анализ текста

Разбор текста и сцены у Нади и Ульяны занял две-три недели. Созванивались, записывали аудио и видео, отправляли новые идеи, пришедшие посреди ночи. Встречались и репетировали в кафе, записывали видео и отправляли Скотту на оценку. Он восхищался работоспособностью и желанием разбираться глубже в персонаже. Вспоминали знания, полученные в Академии на профессиональном актерском курсе. Вспоминали Андрея Матюкова и его разбор текста. Не халтурили, говорят!

Ульяна: Матюков — мастер своего дела, абсолютно честно говорю. Вообще у нас классные преподаватели. Мы пользовались исключительно их советами.

На протяжении периода репетиций советовались со Скоттом при встречах онлайн и в общих чатах Академии с преподавателями.

Сам этюд и его запись

Ощущается, будто все должно быть очень серьезно и отлажено: выставлен свет, до мелочей продуманы костюмы, поставлены на штативы профессиональные камеры. Но все оказалось гораздо проще: Скотт сразу записал два экрана в прямом эфире в Zoom, когда этюд был готов, и выставил на конкурс.

Надежда: Мы когда Скотту показывали этюды, он плакал. Наши режиссеры рады за нас, умиляются, могут грозно смотреть, но на самом деле рады. Но чтобы заплакать… Меня это так тронуло. Это было сильно.

Опыт имеющийся и полученный

У Надежды и Ульяны за спиной по два года обучения на профессиональном курсе актерского мастерства или, как они говорят сами, получение ценного опыта в Part Academy.

Надежда: Без знаний, которые дают на профессиональном курсе, я бы вообще ничего не поняла. Обучение в Академии — это поток, изменение физических и умственных процессов, будто их переворачивают, выворачивают, а потом и вовсе разбивают и складывают по-другому. У нас очень крутые преподаватели: они прекрасные актеры и педагоги. Чувствуется, что они правда вкладываются и телом, и душой, хотят делиться своими знаниями. 
Ульяна: Основной подарок от этого конкурса для меня — это опыт партнерской работы. Я буду ценить его, двигать и развивать, заострять на нем внимание в других театральных проектах. Ведь суть действительно не в сухом тексте, нельзя просто выучить роль. Важно понимать, что именно происходит внутри у героя во время сцены: что он чувствует и почему, что будет делать дальше, какие у него импульсы. Это большой урок, который я вынесла. Да, в теории это кажется очевидным, но на практике ты понимаешь, как именно это работает. Мы разыгрывали нашу сцену много раз и всегда получалось по-разному. Было интересно наблюдать, как наши герои открываются для нас с новых сторон. И, кончено, это все благодаря педагогам в Академии.

Особенно хочется отметить жизненный опыт и разрушение сложившихся представлений о предметах и явлениях за время обучения в Part Academy. Часто ученики и выпускники говорят про театральное образование как про «психотерапию, только лучше». На занятиях ломаются представления и личные устои, люди начинают иначе смотреть вообще на все.

Надежда: Академия… Мне было тяжело учиться новому раскрытию себя. За 43 года у меня сложились привычки и стереотипы вбились в голову. Ты уже считаешь надуманные и навязанные вещи законом, а на занятиях они ломаются, складываются как карточный домик. Ты для ролей подкладываешь элементы и события из жизни, а потом начинаешь думать, почему ты видел их так, а не иначе. Это как сложная психотерапия с самим собой. Сложная, но очень интересная и полезная.
Мои перемены начались со знакомства с Таней Вайнштейн. Таня требует много от окружающих и от себя. Я такая же! Стараюсь делать лучше и от других жду того же. Иногда это мешает, потому что я сразу становлюсь довольно эмоциональной и взрывной. И Таня тот человек, который дал мне возможность посмотреть на себя, заметить эту ненужную пылкость и взять ее под контроль. Я благодарна Тане за то, что она поверила в меня.

На международном конкурсе выпадает возможность посмотреть на игру актеров из других стран, увидеть их характер, яркие черты и особенности менталитета.

Ульяна: Мне было очень интересно смотреть, как работают другие люди, ребята из Китая и Сингапура, как от них отличаются актеры из Филиппин. Я видела уже отснятые этюды, анализировала их игру и владение техникой Мейснера. Очень интересно. Особенно если еще думать, как они видят нас.

Ульяна на сцене во время показа

Как узнали о победе

Участие в конкурсе, работа над текстом и анализ героев понравились Наде и Уле, им было весело и интересно, они думали, что снимут этюд на минут пять, отправят и на этом все. Мыслей о победе не было никаких.

Ульяна: Это международный конкурс. Мы видели других участников, и они реально крутые! Поэтому даже и не ждали продолжения истории. Мы просто решили попробовать и очень увлеклись.
Надежда: Вспоминаю часто совет Володи Кузнецова: «Сделала, отправила и забыла». Чертовски верно! Если концентрироваться на чем-то одном, то потратишь время и нервы. Работа актера — копай и в сторону, копай и в сторону, и когда-нибудь твои усилия дадут плоды.

По завершении конкурса на личные почты девушек пришли письма о победе. Выиграл их совместный этюд, а еще каждая победила в номинации «Лучший актер» с двумя призовыми местами. Надежда в рабочих делах пропустила письмо, поэтому узнала о победе от своих восторженных одногруппников.

Надежда: Мне написала наша Аниса из Москвы из КиТ11, что мы с Ульяной победили, и что ей пишет Скотт. Оказывается, он отправил мне письмо на почту пару дней назад с поздравлениями, а я не отвечаю, и он забеспокоился. Я никак не могла поверить! Да и до сих пор сложно дается осознание.

Планы и ожидания

Информация про Американский трек появилась после конкурса. Александр Вайнштейн даже не знал точно, во что выльется это сотрудничество. Американский трек — это двухлетняя программа студенческого обмена Part Academy и Meisner Institute в Лос-Анджелесе, которую ведут Скотт Трост и Артур Сайделман. Обучение в Институте Мейснера как раз направлено на раскрытие той техники, про которую Скотт рассказывал девушкам во время подготовки к этюду.

Приз Надежде и Ульяне за победу в международном конкурсе от Meisner Institute — скидка $300 на Американский трек и возможность внести оплату в три этапа.

Ульяна: Я только столкнулась с техникой Мейснера и поняла, что хочу поучиться еще, разобрать ее подробнее. Я уверена, что Скотт — крутой преподаватель, и у него абсолютно точно есть чему поучиться. Я и так раздумывала над треком, потому что интересно изучать новое. И скорее и пошла бы, но скидка за победу прям подстегнула. Если честно, я даже и не ждала никакой награды: просто поучаствовала в конкурсе, получила опыт и все. Но я попробовала поработать в мейснеровской технике и поняла, что хочу копать глубже — очень уж любопытная методика, очень приятные и адекватные люди в Институте, они правда заинтересованы в своей работе.
Надежда: Конечно, я иду на Американский трек! Что за вопросы? Я очень его жду. Понимаешь, я привыкла людей чувствовать, поэтому мы сейчас с тобой сидим в кафе, в не общаемся по Zoom. Мне нужно и хочется ловить состояние, ощущать энергию человека и делиться своей. Как сердце отдать, а потом вернуть. Онлайн я почувствовать Скотта не могу, поэтому с горящими глазами жду встречи. Мы же будем делать и спектакль, и фильм. Ох, как интересно будет работать на площадке!

Девушки поражают и восхищают своим запалом, своей энергией: одновременно учатся, работают, участвуют в кастингах. Расширяют свой диапазон и возможности. Акцентируют внимание на действии — берите и делайте, когда выпадает возможность, не ленитесь и не рефлексируйте зря.

Сожаления

В любом событии и действии можно найти положительные стороны и отрицательные. Что касается конкурса, то девушки сожалеют, что не взяли в работу все сцены — времени не хватило.

Ульяна: Очень хотелось разобрать больше сложных сцен. Приятно работать над актерским материалом, связывать новое с уже полученным опытом. Шире угол обзора возможностей, быстрее, ярче и разнообразнее складываются видения и мысли.
Кроме сожаления о времени есть желание группового настроя, который очень хочется почувствовать.
Надежда: Хочу, чтобы все мои одногруппники были на Американском треке, если у них есть возможность. Я расстроена, что наши не смогли поучаствовать в конкурсе: кто-то занят, кто-то ленится. А ведь это опыт! Очень ценный опыт, как мне кажется. После победы многие мне писали с расспросами и сожалениями, что не приняли участие вместе с нами. Где же вы были, ребята? Главное, вовремя запрыгнуть в вагон! Об этом все время Александр Вайнштейн и говорит. Есть возможность — бери и делай!