Дарим скидку на мастер-класс по актёрскому мастерству — 1490₽
Дарим скидку на мастер-класс по актёрскому мастерству — 1490₽
Дарим скидку на мастер-класс по актёрскому мастерству — 1490₽
Дарим скидку на мастер-класс по актёрскому мастерству — 1490₽
5 000₽
5 000₽
5 000₽
5 000₽
 
журнал

Актерская система
Михаила Чехова

«Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»

Михаил Чехов

Михаил Чехов — племянник известного драматурга, ученик Станиславского, российско-американский актёр, режиссёр и педагог. Он создал систему актёрского мастерства в начале ХХ века – во время рассвета режиссёрского театра, переняв и оспорив методы из системы Станиславского, ставшей библией на многие поколения актёров. Методы Чехова во многом конфликтуют с системой Станиславского, но находятся в родстве с ними – они более модернизированы и альтернативны. Этих методов придерживалась, например, Мэрлин Монро.

Система Станиславского — довольно жёсткая и дисциплинарная, она пронизана перфекционизмом актёра и бесконечной работой над собой — актёр как человек должен был самозабвенно отдаваться своему делу. В начале карьеры Михаил Чехов строго ей следовал, однако в один момент таких упражнений заработал нервный срыв и много проблем со здоровьем. Это послужило опорным пунктом для рефлексии над актёрской системой учителя – в качестве альтернативы он разработал свой, более адаптивный под человеческую жизнь, но не изменяющий основным принципам свод правил и способы тренировки. Все правила и тезисы автор обобщил в книге «О технике актёра».
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
1
Важный тезис системы — диссоциация личности актёра и его роли. Это выполняет психологическую защиту. Актёр не должен всецело отождествлять себя со своим героем, он должен относиться к роли отстранённо, «механически», должен умело менять своих персонажей и осознавать свою индивидуальность. Технологичность, механизм исполнения актёр должен доводить до совершенства. Главными инструментами в работе актёра должны служить его воображение, концентрация, образное мышление. На них зиждятся основные принципы и механизмы работы.
«Техника неуязвимости»
1. Осознайте свою роль. Актёр должен сконцентрироваться на всех подробных характеристиках героя, которого играет, проговорить «сценарий» роли и выделить основные элементы.
2. Взгляните на роль со стороны. На этом шаге актёр должен разотождествить себя-как-личность и свою роль. В этом поможет, например, достаточно грубый лайфхак: восприятие героя как костюма, который рабочий надевает во время смены. Особенно, если роль психологически грузная.
3. Отследите разность личностной коммуникации и коммуникации внутри роли.
4. Проследите моменты эмоционального вовлечения в роль: в какие моменты вы чувствуете, что сливаетесь с переживаниями героя. Старайтесь наиболее абстрагироваться в них.
Эффективное самопозиционирование
Это свод правил, который помогает создать убедительный образ героя, при этом не уязвляя собственную индивидуальность. В самопозиционировании есть четыре аспекта:
  1. Самомониторинг. Первый этап, в процессе которого нужно выявить «слабые места» (в том числе физические или психологические зажимы) и проработать их.
  2. Поза. Она должна быть расслабленной и естественной, при этом уверенной – избавьтесь от признаков напряжённости во время самомониторинга.
  3. Зрительный контакт. Взгляд актёра должен выражать характер героя: он должен быть уверенным, но не слишком навязчивым.
  4. Голос. Тренированный, уверенный голос с подходящей под роль интонацией – сильный и пластичный инструмент актёра.
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Изображение в книге А.П. Чехова
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Упражнение в системе эффективного самопозиционирования:

На первом этапе выполните самопозиционирование произвольной роли по всем четырём пунктам. Например, президента, инопланетянина, мошенника или самого себя. Поставьте себе лимит в подготовке – 15-20 минут на каждую роль.
На втором, более сложном этапе, отработайте самопозиционирование в специфической ситуации, которую предполагает ваша роль. Например, вы, будучи инопланетным разумом, должны колонизировать новую планету; или, исполняя роль президента, должны объявить о собственной отставке. Как ваш герой будет себя вести в следующих обстоятельствах и как вы, актёр, будете позиционировать себя?

Выработав психологическую неуязвимость и навык презентации собственной роли, стоит подключать творческую составляющую: воображение, фантазию, интуицию.
Упражнения Чехова на развитие воображения и внимания

  1. Чётко представьте любой предмет, человека или событие. Закройте глаза и вспомните все самые мелкие и незначительные детали, освежите в памяти образ во всех доступных подробностях. Повторите это упражнение несколько раз с разными категориями образов: например, с событием и с местом.
  2. Тренируйте многогранность восприятия. Во время чтения текста (особенно – пьесы) переключайте внимание на разные его аспекты: сначала – на описание пейзажа, потом – на диалоги, после – на характеристики и намерения персонажей. В конце упражнения пофантазируйте – попробуйте сымитировать звуки, которые передаёт текст. Как эта пьеса звучит, какие звуки передаёт атмосфера?
  3. Важный момент актёрской игры – передвижение по сцене. Если вы владеете правилами сценического движения, вы можете использовать динамичность своего тела как одно из средств выразительности. Необходимо помнить о том, что каждая сцена движения имеет логическую структуру: начало, развитие, кульминацию. Перемещения должны соответствовать каждому этапу.

В системе Михаила Чехова много правил и лайфхаков, подходящих и для сегодняшних реалий выступления. Она оставила значительный след в истории театра и кино — по ним учились западные актёры ХХ столетия.
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Ингрид Бергман и Михаил Чехова в триллере Альфреда Хичкока «Завороженный»
Основная модернизация системы Станиславского Чеховым — в обособлении собственной «индивидуальности». Человек-актёр не может и не должен находить внутри себя черты любовника, раба или короля. По Чехову, актёр должен выполнить задачу так, как выполнил бы её персонаж. Он уделял колоссальное внимание видимому зрителю: жестам, ритму, мимике. Станиславский же, основываясь на глубинном психологизме и убеждении, что актёр должен глубинно проживать свой образ, назвал бы это работой не актёра, а лишь пародиста.

Что показательно — системы разных педагогов отражали и политические смыслы. В театральных ВУЗах СССР преподавали систему Станиславского, поскольку методы Михаила Чехова были завязаны на освобождении собственной индивидуальности – значит, транслировали буржуазные ценности.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи