Весенний набор на профкурс
Весенний набор на профкурс
Весенний набор на профкурс
Весенний набор на профкурс
Весенний набор на профкурс
Весенний набор на профкурс
Весенний набор на профкурс
 
журнал

Актерская система
Михаила Чехова

«Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»

Михаил Чехов

Михаил Чехов — племянник известного драматурга, ученик Станиславского, российско-американский актёр, режиссёр и педагог. Он создал систему актёрского мастерства в начале ХХ века – во время рассвета режиссёрского театра, переняв и оспорив методы из системы Станиславского, ставшей библией на многие поколения актёров. Методы Чехова во многом конфликтуют с системой Станиславского, но находятся в родстве с ними – они более модернизированы и альтернативны. Этих методов придерживалась, например, Мэрлин Монро.

Система Станиславского — довольно жёсткая и дисциплинарная, она пронизана перфекционизмом актёра и бесконечной работой над собой — актёр как человек должен был самозабвенно отдаваться своему делу. В начале карьеры Михаил Чехов строго ей следовал, однако в один момент таких упражнений заработал нервный срыв и много проблем со здоровьем. Это послужило опорным пунктом для рефлексии над актёрской системой учителя – в качестве альтернативы он разработал свой, более адаптивный под человеческую жизнь, но не изменяющий основным принципам свод правил и способы тренировки. Все правила и тезисы автор обобщил в книге «О технике актёра».
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
1
Важный тезис системы — диссоциация личности актёра и его роли. Это выполняет психологическую защиту. Актёр не должен всецело отождествлять себя со своим героем, он должен относиться к роли отстранённо, «механически», должен умело менять своих персонажей и осознавать свою индивидуальность. Технологичность, механизм исполнения актёр должен доводить до совершенства. Главными инструментами в работе актёра должны служить его воображение, концентрация, образное мышление. На них зиждятся основные принципы и механизмы работы.
«Техника неуязвимости»
1. Осознайте свою роль. Актёр должен сконцентрироваться на всех подробных характеристиках героя, которого играет, проговорить «сценарий» роли и выделить основные элементы.
2. Взгляните на роль со стороны. На этом шаге актёр должен разотождествить себя-как-личность и свою роль. В этом поможет, например, достаточно грубый лайфхак: восприятие героя как костюма, который рабочий надевает во время смены. Особенно, если роль психологически грузная.
3. Отследите разность личностной коммуникации и коммуникации внутри роли.
4. Проследите моменты эмоционального вовлечения в роль: в какие моменты вы чувствуете, что сливаетесь с переживаниями героя. Старайтесь наиболее абстрагироваться в них.
Эффективное самопозиционирование
Это свод правил, который помогает создать убедительный образ героя, при этом не уязвляя собственную индивидуальность. В самопозиционировании есть четыре аспекта:
  1. Самомониторинг. Первый этап, в процессе которого нужно выявить «слабые места» (в том числе физические или психологические зажимы) и проработать их.
  2. Поза. Она должна быть расслабленной и естественной, при этом уверенной – избавьтесь от признаков напряжённости во время самомониторинга.
  3. Зрительный контакт. Взгляд актёра должен выражать характер героя: он должен быть уверенным, но не слишком навязчивым.
  4. Голос. Тренированный, уверенный голос с подходящей под роль интонацией – сильный и пластичный инструмент актёра.
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Изображение в книге А.П. Чехова
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Упражнение в системе эффективного самопозиционирования:

На первом этапе выполните самопозиционирование произвольной роли по всем четырём пунктам. Например, президента, инопланетянина, мошенника или самого себя. Поставьте себе лимит в подготовке – 15-20 минут на каждую роль.
На втором, более сложном этапе, отработайте самопозиционирование в специфической ситуации, которую предполагает ваша роль. Например, вы, будучи инопланетным разумом, должны колонизировать новую планету; или, исполняя роль президента, должны объявить о собственной отставке. Как ваш герой будет себя вести в следующих обстоятельствах и как вы, актёр, будете позиционировать себя?

Выработав психологическую неуязвимость и навык презентации собственной роли, стоит подключать творческую составляющую: воображение, фантазию, интуицию.
Упражнения Чехова на развитие воображения и внимания

  1. Чётко представьте любой предмет, человека или событие. Закройте глаза и вспомните все самые мелкие и незначительные детали, освежите в памяти образ во всех доступных подробностях. Повторите это упражнение несколько раз с разными категориями образов: например, с событием и с местом.
  2. Тренируйте многогранность восприятия. Во время чтения текста (особенно – пьесы) переключайте внимание на разные его аспекты: сначала – на описание пейзажа, потом – на диалоги, после – на характеристики и намерения персонажей. В конце упражнения пофантазируйте – попробуйте сымитировать звуки, которые передаёт текст. Как эта пьеса звучит, какие звуки передаёт атмосфера?
  3. Важный момент актёрской игры – передвижение по сцене. Если вы владеете правилами сценического движения, вы можете использовать динамичность своего тела как одно из средств выразительности. Необходимо помнить о том, что каждая сцена движения имеет логическую структуру: начало, развитие, кульминацию. Перемещения должны соответствовать каждому этапу.

В системе Михаила Чехова много правил и лайфхаков, подходящих и для сегодняшних реалий выступления. Она оставила значительный след в истории театра и кино — по ним учились западные актёры ХХ столетия.
Михаил Чехов с артистами своего театра. Париж, 1931
Ингрид Бергман и Михаил Чехова в триллере Альфреда Хичкока «Завороженный»
Основная модернизация системы Станиславского Чеховым — в обособлении собственной «индивидуальности». Человек-актёр не может и не должен находить внутри себя черты любовника, раба или короля. По Чехову, актёр должен выполнить задачу так, как выполнил бы её персонаж. Он уделял колоссальное внимание видимому зрителю: жестам, ритму, мимике. Станиславский же, основываясь на глубинном психологизме и убеждении, что актёр должен глубинно проживать свой образ, назвал бы это работой не актёра, а лишь пародиста.

Что показательно — системы разных педагогов отражали и политические смыслы. В театральных ВУЗах СССР преподавали систему Станиславского, поскольку методы Михаила Чехова были завязаны на освобождении собственной индивидуальности – значит, транслировали буржуазные ценности.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи