Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
 
журнал

Как не зажиматься перед камерой?

5 лайфхаков профессиональных актеров
На вас направляют камеру – и вы теряетесь? Знаем, через это проходят почти все. Даже если камера – это всего лишь айфон друга и надо записать ему сторис. Слова улетучиваются, тело зажимается и все мысли вращаются вокруг одного вопроса: «когда же это закончится!».
Даже профессиональным актерам часто сложно свободно работать на камеру. Ведь искреннее общение с неодухотворенным объективом не так уж органично человеческой природе. Но у опытных актеров есть свои профессиональные секреты, которые помогают быстро и легко войти в нужное состояние и перестать воспринимать камеру как молчаливого врага.

Кое-какими из этих секретов делится Таня Вайнштейн – режиссер, хореограф и педагог с более чем 10-летним стажем преподавания и актерам-любителям, и студентам из Беркли.
Секрет 1. Нужно работать с телом
Расслабиться и отдаться импровизационному потоку перед камерой вам мешают эмоции. Осознаваемые или нет, вами овладевают страх, неловкость, стеснение.

Все эмоции тесно связаны с телом. Они всегда возникают вместе с телесными реакциями, а согласно некоторым теориям, даже в ответ на них. Триггеры могут быть разными: физическими (вас ударили) или социальными (вам не подали руку во время приветствия), но результат всегда один – вы испытываете соответствующие эмоции.

Влиять на работу тела проще всего через дыхание. Отсюда второй сокровенный секрет:
Видео-этюд студента на курсе Тани Вайнштейн. Для многих участников курса это был первый опыт работы на камеру!
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Секрет 2. Замедлите дыхание
Спросите любого коуча, преподавателя или актера, как вам быстро расслабиться, и он ответит: «сделайте цикл глубоких вдохов-выдохов». Этот совет не просто так самый популярный.

В ходе эволюции наш мозг выработал две системы регуляции поведения: мобилизационную («бей или беги») и расслабляющую («остановись и подумай»). Первая активно работает во время стресса, вторая – в состояниях покоя. Например, во сне.

Помогают мозгу две нервные системы – да-да, она у нас не одна: парасимпатическая и симпатическая. Первая активно работает, когда мы возбуждены, действуем, бегаем, думаем – сердцебиение ускоряется, частота ритма повышается и т.д. Парасимпатическая система же отвечает за столь нужное нам умиротворение.

Что делать: Ускорьте дыхание – и вы запустите мобилизационные системы. Замедлите – включите расслабляющие. Именно этот секрет и используют профессиональные актеры, когда приходит время выходить на сцену или съемочную площадку. Резким, отрывистым дыханием они провоцируют мощные эмоции. А с помощью медленного и глубокого дыхания успокаивают тело. А значит, усмиряют и эмоции.

Если вам предстоит поработать перед камерой, то сделайте несколько циклов медленных вдохов-выдохов в течение 2-3 минут. Поверьте, вам станет намного легче!
Видео-этюд студентки на курсе Тани Вайнштейн. Для многих участников курса это был первый опыт работы на камеру!
Секрет 3. Напрягите тело
В обратную сторону тоже работает! После сильного напряжения тело автоматически расслабляется. Для этого природа наградила нас уймой веществ и систем-регуляторов.

Например, после длительного бега часто наступает “эйфория бегуна” – состояние спокойствия, умиротворения и полного единения с пространством вокруг, которое некоторые бегуны даже сравнивают с воздействием психоактивных веществ. Неудивительно, ведь после серьезных нагрузок наше тело буквально накачивает себя серотонином и норадреналином, которые очень способствуют наступлению светлой радости.

Что делать: кому-то подойдут 20 отжиманий, другим надо пробежать несколько этажей. Если нет возможности устроить спорт-минутку, то встаньте в уголочек и максимально напрягите все мышцы тела, а потом резко расслабьте. 5-7 подходов – и вы почувствуете себя намного спокойнее.
Видео-этюд студента на курсе Тани Вайнштейн. Для многих участников курса это был первый опыт работы на камеру!
Секрет 4. Введите камеру в повседневную жизнь
Очень часто перед камерой свободно себя ведут кино-операторы и режиссеры. И те, и другие постоянно «общаются» с кинотехникой и в их картине мира она нормализована. Как стул, стол или окно. Чтобы привыкнуть, что за вами постоянно подсматривает камера, вам также надо сделать ее привычной и обыденной. Чем больше опыта сосуществования с техникой вы «накопите», тем свободнее будете чувствовать себя перед камерой после.

Что делать: Устройте эксперимент на несколько дней. Обед, ужин, поход в магазин – везде будьте с камерой. Ставьте ее на полку, на стол или берите в руки. Рассматривайте, как вы ходите, двигаетесь и общаетесь с людьми. Первые 15 раз будет неприятно, зато потом станет ощутимо легче.

Видео-этюд студентки на курсе Тани Вайнштейн. Для многих участников курса это был первый опыт работы на камеру!
Секрет 5. Примите страх и неловкость
Как мы упоминали выше, перед камерой чувствуют себя неловко даже профессиональные актеры. Но многолетний опыт и тысячи психофизических тренингов за плечами подсказывают им – от этих эмоций не нужно убегать. Многие артисты даже радуются страху, ведь он – отличный маркер того, что они живы, а происходящее искренне их волнует. Энергию сильных эмоций они используют, чтобы быть более достоверным в кадре.

Что делать:

Усвойте базовую когнитивную установку – не бояться «неудобных» эмоций и не пытаться их избежать. Лучше всего сказать себе: да, я стесняюсь. Да, я боюсь.

Свой первый эфир на радио легенда журналистики Ларри Кинг начал с молчания. Вместо выступления он то и дело включал музыку, пока начальник не ворвался к нему с криком: «тут говорить надо!». Тогда Кинг честно признался слушателям: я первый раз и разнервничался. Это помогло ему говорить свободно.

То, что сработало для Ларри Кинга в радио-рубке, сработает и для вас, когда кто-то направит камеру. Только в отличие от Кинга, проговорите это внутри – самому себе.
P.S.
Все когнитивные установки хорошо работают только в связке с телом. Поэтому лучший вариант – сначала поработать с дыханием и уже потом заводить честный разговор с самим собой.

Помимо вышеперечисленных, есть и другие, более сложные и эффективные методы работы со своим психоэмоциональным состоянием. Им, в числе прочего, мы учим на наших актерских курсах.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи