Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
 
журнал

Как установить контакт с аудиторией:
примеры и простые упражнения

Почему выступления одни дикторов хочется многократно слушать, а других – сразу убежать? При этом подаваемая информация абсолютно одинакова. Все дело в умении установить контакт с аудиторией. Опытные лекторы используют язык тела, мимику, ораторское искусство, шутят и вовлекают людей в беседу. Неопытные – каменеют и читают все с одинаковой интонацией без эмоций, что быстро надоедает слушателям.
Сегодня поговорим об особенностях налаживания контакта с аудиторией, способам общения с ней, вариантах вовлечения и упражнениях для саморазвития.
Секреты контакта с аудиторией
Опытные дикторы постоянного говорят про первые две-три минуты. Это время, которое есть у лектора, чтобы либо расположить к себе новую аудиторию, либо сразу ее потерять. Эти же приемы используются во многих сферах маркетинга, в школьных уроках, даже в комментировании различных спортивных событий.
Всего 2-3 минуты, чтобы слушателям захотелось остаться и дослушать лекцию до конца. Захватить внимание, разогреть, удержать его на протяжении всего выступления помогает язык тела, зрительный контакт, улыбка, самоирония и примеры из жизни. Поговорим о них подробнее.
Язык тела
Любая речь идет от живого человека. Он обладает эмоциями, чувствами, отношением к высказыванию. Лектор передает слова не только с помощью голоса, но и при помощи тела.
Наладить контакт нередко помогают следующие жесты:
  • Приветствие.
Это проявление уважения к новой аудитории. Оно может заключать в небольшом наклоне головы во время приветственной речи. А также помахиванием ладони, если это уместно в рамках высказывания. Приглашенные лекторы обязательно протягивают руку ведущему.Этот жест как передача эстафетной палочки, говорит зрителям, что теперь выступает следующих лектор.
  • Плавные движения руками для демонстрации слайдов, переключения внимания.
Достаточно посмотреть выступления 3-5 известных людей, чтобы заменить, что почти у каждого в руке есть какой-то предмет. Это может быть указка, ручка, переключатель от прожектора. Когда лектор хочет перевести внимание публики на экран, он как учитель в школе проводит «указкой» в направлении видео.
  • Взмахи руками в сильно эмоциональные моменты.
Например, ведущих рассказывает о последствиях несоблюдение техники безопасности. И на слове «Взрыв» делает определенный жест руками, изображающий это событие. Такие движения показывают эмоциональное отношение, заинтересованность лектора. Они же привлекают внимание слушателей.
При установлении контакта важно помнить про осанку. Прямая спина на языке тела – уверенный и сильный человек вне зависимости от пола. Он пышет здоровьем, притягивает взор. Сутулый силуэт демонстрирует скованность, закомплексованность и неуверенность в себе. Такого лектора не будут слушать.
Плохие привычки на время выступления надо забыть. Перебирать платок в руках, крутить колпачок или ручку – демонстрировать неуверенность и притягивать взор на этот предмет. В итоге внимание зрителей уходит от материала к поискам скрытых причин такого поведения.
Настройка зрительного контакта
Контакт оратора с аудиторией начинается сразу при его выходе на сцену. Не только тело, но и глаза показывают зрителям, что лектор настроен рассказать что-то полезное, интересное. Поэтому опытные ведущие используют глаза как дополнительный прием концентрации внимания массы. Они выбирают человека не просто так, а для привлечения внимания.
Например, опытный лектор вышел на сцену и видит, что во втором ряду человек сидит в телефоне. Он концентрирует на нем взгляд и говорит в приветствии: «Как я рад всех вас здесь видеть, даже тех, кто не со мной, а со своим любимым смартфоном». Зритель надеется, что это не про него. Но, поднимая глаза, видит взгляд диктора. Так аудитория понимает, что оратор видит всех.
И наоборот. Неопытный лектор выходит и упирается глазами в книгу. У аудитории быстро срабатывает «память двоечника». Они тайком перестают слушать, уходя в любимые гаджеты.
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Улыбка и мимика
Установление контакта с аудиторией невозможно без доброжелательной улыбки и выразительного лица. Урокам мимики на курсах актерского мастерства отводится много времени. Ведь одними бровями легко передать более 5 видов ярких эмоций: от гнева до радости.
В каком бы ни был настроении оператор, он всегда выходит на сцену с улыбкой. В его глазах отражается любовь к каждому слушателю. Он смотрит в зал, держит спину ровно, следит за интонацией и обязательно улыбается. Такого лектора всегда хочется дослушать до конца.
Самоирония
Один из не самых известных, но действенных приемов установления контакта с аудиторией – самоирония. Она спасает в тех ситуациях, когда аудитория уже немного устала от большого количества информации или рабочих задач.
Например, диктор с именем Иван, рассказывает слушателям о технике безопасности работы с пожароопасными предметами. И видит, что от терминов и слайдов аудитория устала. В этот момент он вставляет шутку: «Вы же не хотите, как я в молодости, будучи Иванушкой-дурачком, запихнуть один провод в два входа в розетку? Знаете, чем все закончилось? Я обесточил весь дом. Вот мне потом влетело».
Но самоирония должна быть только к месту. Нельзя использовать ее часто или слишком перенасыщать шутками разговор о серьезных вещах. Для примера, можете поискать выступления известных психологов, педагогов.
Истории из жизни
Легче всего установить контакт с аудиторией – рассказывать о том, что действительно близко. Причем, не только в теории, но и на практике. Зрители всегда чувствуют фальшь. Ведь даже песни о любви от певцов, испытавших это чувство, звучат совсем по-другому.
Применять истории из жизни при установке контакта с аудиторией можно так:
  • Сравнивать себя в молодости со слушателями. Часто используют учителя со словами: «Помню, лет 20 назад, я также сидела на вашем месте и не понимала, зачем мне вообще эта геометрия».
  • Примеры из жизни. Применяют при рассказах о пользе продуктов, зарядке, инвестициях, покупке нового жилья или вещей. Например, «5 лет назад я всей семье готовила то, что было быстро и под рукой. Два года назад у сына начались проблемы с желудком. А год назад и у меня появилась изжога. Тут я поняла, что делают что-то не так».
  • Аргументация из личного опыта. Часто применяется при обучении чему-то. К примеру: «3 года назад я, как и все, применял чаще кирпич, чем другие виды блоков. И когда газобетон стал популярен, не обращал на него внимания до последнего. Но год назад мой друг построил себе из него дом. И тут то я ощутил все настоящие плюсы материала».
Чаще всего новая аудитория приходит за решением своих проблем. Каждому слушателю важно, чтобы диктор был с ним на одной волне. То есть переживал подобное, сталкивался с такими же проблемами. Показать сопереживание и единение легче всего на примерах из жизни.

Языковые возможности и средства
Способы установления контакта с аудиторией бывают вербальными и невербальными. К вербальным относят речь, тембр голоса, умение правильно выстраивать предложения. Ими важно владеть любому оратору:
  • Четкая дикция. Только правильное произношение, не проглатывание гласных помогает зрителям понять все, что говорят со сцены.
  • Правильный тембр голоса. Звуки должны идти сложно из живота. Так, голос получается громким и бархатистым.
  • Богатый словарный запас демонстрирует эрудированность лектора. К умным людям подсознательно хочется прислушиваться.
  • Способность вовлечь человека в беседу. Грамотно отвечать на вопросы.
  • Уметь акцентировать внимание голосом на важных моментах.
Речь диктора должна быть такой, чтобы слушать было легко, приятно и интересно. Она не должна быть монотонной и однообразной, иначе слушатели просто заснут.
Невербальные варианты общения
Это дополнительные и важные способы установления контакта со слушателями. Опытный диктор умеет использовать все невербальные варианты общения: акустические, визуальные, тактильные, ольфакторные.
Оратор голосом ставит ударения в нужных местах, усиливает громкость на важных моментах. Он мимикой подтверждает значимость слов, показывает любовь к зрителям и доброжелательность. Языком тела демонстрирует уверенность в себе. А жестами помогает привлечь внимание к презентации.
Секреты успеха выступления на публике
Овладеть сразу всеми способами установления контакта с аудиторией сложно. В нашей Современной академии исполнительских искусств актеры больше полугода осваивают все приемы ораторского искусства и актерского мастерства. Поэтому рекомендуем вначале выбрать только основные приемы установления контакта:
  • Потренировать ораторское мастерство. Учить поговорки, читать книги, выступать перед родными и близкими.
  • Планировать ход мероприятия. Отмечать для себя важные места, на которых надо акцентировать внимание слушателей.
  • Следить за осанкой и языком тела. Убирать вредные привычки задолго до выступления. Иначе из-за нервного напряжения они все вернутся.
  • Тренировать мимику. Чем выразительнее лицо, тем больше доверия от аудитории.
И главное – внимательно изучать материал, который планируете рассказывать. Убедитесь, что выбрали правильную аудиторию для выбранной информации. К примеру, домохозяйкам интересен спорт, питание, домашние дела, а вот шутки про стройку, даже если это истории из жизни, вряд ли им понравятся.
Хотите овладеть всеми способами контакта с аудиторией? Приходите в нашу академию в Москве. Телефон для консультации +7 (800) 600-37-35.

Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи
    Тест: тихоня, оратор или мастер слова? Узнай кто ты!