Как запоминать больше. Лайфхаки и упражнения.

10 июля 2020
Определимся – вам нужно работать с кратковременной или долговременной памятью? За них ответственны разные участки мозга, и механики запоминания тоже подойдут разные. 

Если вам надо запомнить большой текст буквально к завтрашнему дню, то смело переходите ко второй части статьи – там будут советы и упражнения для «включения» краткосрочной памяти.

Если вам интересно, как развить навык запоминания больших объемов информации в долгосрочной перспективе, — сейчас расскажем! 
Привычка запоминать.
Многие из нас ошибочно решили еще в школьные годы, что запоминание текста — не его/её. Стихи, иностранные слова и параграфы из учебника никак не давались наизусть, из-за этого мы получали плохие оценки, педагоги ругались, родители разочаровывались — это привело к тому, что у нас сформировался негативный опыт.

Это вредная штука для работы над чем угодно, а в области образования — вообще губительная. Так что, в первую очередь, нам нужно приобрести новый, успешный опыт.

Впоследствии, благодаря многократному повторению этого опыта, все знания, тексты, слова и термины попадут в гиппокамп — подкорковую структуру головного мозга, которая отвечает за долгосрочную память. В неё отправляются данные, которые успели закрепиться через устойчивые образы и ассоциации, сильные эмоции и яркий контекст.
Мотивация
Для обучения во взрослом возрасте нет ничего важнее мотивации — и, раз вы здесь, значит, она у вас есть.

Цели могут быть разными: выучить иностранный язык, чтобы переехать в другую страну, не испытывать трудностей с выступлениями в театре, где нужно читать наизусть длинные пьесы, приобрести уверенность в том, что вы в ответственный момент не забудете важный термин и легко приведете пример из опыта.

Интересно другое: когда вы мысленно ставите себе цель, мозг моментально прокладывает к ней дорогу — и запускает процесс обучения.
Понимание
«Зазубривать» материал — не продуктивно и вредно. Вы запомните в 9 раз больше информации, если для начала 2-3 раза внимательно прочитаете материал, выпишете незнакомые слова, поищете определения терминов и выражений.

Такая работа не просто спасёт студента от внезапного вопроса преподавателя: «А о чем, собственно, вы расказываете?» Она поможет мозгу присвоить информацию, выработать определенную реакцию на этот текст, закрепить устойчивые ассоциации. Наверняка вы замечали, что если сделать шпаргалку (самостоятельно, от руки), то на экзамене она скорее всего будет не нужна? Делайте себе подсказки, конспекты и пояснительные комментарии — помогайте своему мозгу.

Ещё один совет: рассказывайте сложные и непонятные абзацы какому-нибудь собеседнику. И волноваться не будете, и информация в голове оформится, и самое сложное запомните за счет положительного опыта дискуссии.
«Зазубривать» материал — не продуктивно и вредно.
Быстро, надолго и в 9 раз больше Вы запомните, если для начала 2-3 раза внимательно прочитаете материал, выпишете незнакомые слова, поищете определения терминов и выражений.
Подходящая методика.
Недостаток школьного образования кроется в том, что нам особо не объясняют, насколько разными бывают техники запоминания большого объема информации за короткое время: у кого-то лучше развито визуальное мышление, кому-то проще воспринимать информацию на слух, для других — подходит комбинированный, графический или ассоциативный способ. Здесь не удастся сгрести всех под одну гребёнку, поэтому так много людей, к сожалению, навсегда усваивают одно: у меня не получается. А на самом деле у них просто техники нормальной не было.

Чтобы понять, какой метод запоминания подходит лично вам, примерьте на себя описанное ниже. Какой способ кажется самым близким?
1
1. Интервальное повторение.
Это всё к той же истории про опыт — чем больше мы что-то повторяем, тем выше вероятность запомнить информацию целиком и надолго. Но, как мы уже знаем, просто зазубривать материал — не работает. Нужна специальная формула.

Для развития памяти психологи рекомендуют брать большой материал, регулярно перечитывать его и пробовать рассказать частями или полностью.

I. Первый день: повторить весь текст.
II. Через 3 дня: повторить только ключевые моменты — самое важное, тезисы, сложные абзацы.
III. Через 6 дней: повторить весь материал, но в другом порядке — разделите текст на части и комбинируйте.
IV. Через две недели/месяц снова повторяйте от начала до конца.
2
2. Мнемонические техники
Их много, но все они основаны на использовании личного опыта. Подключая к этому процессу запоминания активные каналы восприятия — зрение, тактильные ощущения, слух — нам проще соотносить текст с конкретными явлениями из прошлого опыта.

В среднем мозгу нужно 6 секунд на запись в памяти одной такой связи. Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов.

Метод Цицерона.
Информация — как цепочка образов. Это удобно, если вам часто приходится запоминать тексты лекций или много графиков, чисел, доклады с большим количеством информации за короткое время.

I. Выберите понятный пространственный ориентир: квартира или комната.

II. Представьте, как вы обходите её: например, комнату — от левого ближнего угла, вдоль по стене, к левому дальнему, снова по стене… Подумайте, как вам удобнее — по часовой стрелке или против?

III. Какие предметы встречаются вам по пути? Подставляем к каждому из них — фразу или небольшую часть текста. Так, мысленно подходя к очередной детали интерьера или предмету мебели, вы постепенно соберёте весь материал.

IV. Обязательно повторите несколько раз, чтобы прочно закрепить фразы и предметы.
Смысловой рисунок

Для тех, кому близок визуальный способ восприятия. Будем активно подключать зрительную память. Подойдет для запоминания стихотворений, последовательности действий, списков.

На листке бумаге создаётся «каркас» материала: записываем слева направо «знаки», каждый из которых соответсвует определенным словам или фразам.
Эти символы должны быть ассоциативными — первыми пришедшими в голову: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» —> схематичный рисунок комнаты, окна на улицу, знака STOP.
Каждая строка (или набор строк) также имеет свой символ — он соответствует определенной части текста.
Закончив рисунки, попробуйте «прочитать» новый, визуальный текст. Отметьте, где не хватает подробностей, повторите.
Эффект Края
Немецкий психолог Герман Эббингауз экспериментальный путём выяснил, что мы лучше запоминаем информацию «по краям» материала — в начале и в конце статьи, выступления, лекции.
Чтобы взломать эту систему, пересоберите материал, который планируете выучить, и поместите в начало — самый сложный фрагмент.

Метод Фейнмана
Нужно выучить трудный, наполненный терминами текст? Если вы профессионал, то наверняка сможете рассказать его суть так, чтобы понял даже 8-летний ребенок.
Лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман предлагает комбинированный подход к заучиванию материалов — включающий визуальные, ассоциативные, интервальные и логические техники.
План такой:
I. Выпишите основные мысли текста — около 10-15 тезисов.
II. Все сложные моменты объясните простым языком (лучше вслух кому-нибудь из близких), почти в «гоблинском» переводе — это закрепит позитивную реакцию.
III. Соберите всю информацию в полноценную историю — с рисунками на полях, подчеркиваниями желтым маркером, графиками.
Несколько раз проговорите историю вслух, запишите на диктофон, подмечайте проблемные места.

Смена обстановки
Вы замечали, что некоторые места (квартира детства, определенный двор, магазин) порой вызывают в памяти живые воспоминания? Не дежавю, но похоже.
Память цепляется за пространство, контекст, звуки. Это может быть полезно, когда надо запомнить большой объем текста.
Разделите материал на смысловые блоки. Каждый раздел отправляйтесь учить в новое место, в новой одежде.
Запишите, какое место какому отрывку соответсвует, а затем попробуйте воспроизвести дома текст, используя «маршрут».
3
Быстро запомнить
Несколько советов для тех, кому нужно быстро выучить текст.:

- Выделяйте маркером важные места.
- Переписывайте текст от руки.
- Дробите его на части.
- Связывайте определенные блоки с определенными эмоциями (за счет музыки), с ощущениями (например, держите в руках массажный мяч), с движением (ходите/сидите).
- Записывайте себя на диктофон.
- Четко понимайте, о чем рассказываете.
- Запоминайте интервально: прочитали — повторили через 20 минут — через час — через 4 часа.
- Визуализируйте: рисуйте схемы, символы, пометки от руки.
- Применяйте ассоциативный подход.

Натренировать свою память можно: ваш мозг готов хранить тысячи терабайт информации, самостоятельно фильтровать ее, анализировать и воспроизводить. Чтобы помочь ему, нужно лишь начать внимательнее относиться к тому, как и через какие каналы вы лучше воспринимаете и усваиваете информацию.

Не забывайте отдыхать! Это тоже важно для процесса запоминания.

курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
Узнать больше? Легко!
Оставьте контакты, и мы перезвоним вам, чтобы рассказать про наши чудесные курсы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подписка на рассылку
Упражнения, статьи, тесты, приглашения на спектакли и специальные скидки в нашей рассылке, которая уходит всего два раза в месяц. Оставьте свой E-mail
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подписка на рассылку
Упражнения, статьи, тесты, приглашения на спектакли и специальные скидки в нашей рассылке, которая уходит всего два раза в месяц. Оставьте свой E-mail
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности