Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
 
журнал

Мужские и женские амплуа в театре

Классические сценические амплуа и их важность в наше время
Уникальность каждого актера неоспорима. Как и обычные люди, художники сцены отличаются взглядами, увлечениями, типажами, характерами, мировоззрениями. Так что и амплуа актеров различаются в соответствии с тем, какая роль больше подходит конкретному исполнителю.
А какое амплуа подходит вам?
Сегодня мы рассмотри популярные на сцене мужские и женские амплуа.
Что же означает словосочетание «актерское амплуа»?
С французского языка «emploi» переводится как «занятие, роль».

Отсюда следует, что этот термин означает группу ролей в театре, которая в наибольшей степени совпадает со способностями артиста и его психофизическими данными.
Раньше, вплоть до 20 столетия, все актеры подразделялись по фигуре, лицу и голосу. Затем значение и смысл амплуа перестали быть такими четкими.
студентки профессионального курса «Актёр театра и кино» — КиТ10 во время показа «Вглядываемся»
педагог: Андрей Матюков
Актерские амплуа классического театра
В 20-х годах вышла знаменитая книга «Амплуа актёра». В ней В. Э. Мейерхольд, И. А. Аксенов и В. М. Бебутов предложили таблицу, включающую все существовавшие когда-либо амплуа. Получилось 17 пар ролей для женщин и мужчин.

Если придерживаться классической системы амплуа, то человек, который хотел сыграть ту или иную роль, обязан был четко соответствовать ей. К примеру, актер низкого роста с неказистыми чертами лица и высоким голосом мог сыграть шута или дурака. А высокий артист с низким голосом и статной фигурой получал роль главного героя.
студенты во время показа спектакля «Представление»
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Какие бывают амплуа актёров мужчин?
Герой
Преодолевает всевозможные препятствия в плане самоотвержения и патетики.

Должен быть высокого роста, с длинными ногами и широкими плечами. С выразительными кистями рук и большими глазами. С сильным голосом, предпочтительно средним баритоном.
Влюбленный
Прохождение любовных препятствий в этическом и лирическом плане.

Должен быть среднего или высокого роста, с выразительными чертами лица. Без лишнего веса. Голос — предпочтительно тенор.
Проказник
Игра с мелкими препятствиями, которые создает персонаж или окружение.

Низкого или среднего роста, с тонкой фигурой, подвижным лицом и развитой мимикрией.
Шут
Специально задерживает развитие действий на сцене.
Имеет акробатические или эквилибристические способности. Его поведение основано на гротеске.
Злодей
Игра с серьезными, опасными препятствиями, которые создают обстоятельства или он сам.

Среднего роста, с подвижными глазами и мышцами лица. Приветствуется косоглазие и дисгармония в пропорциях тела.
Неизвестный
Выводит интригу на личный план.
Должен обладать большим талантом и обаянием, высоким ростом и статной фигурой. Голос — красивый и выразительный.
Отщепенец
Выводит интригу на неличный план.
Имеет сильный голос, что-то среднее между баритоном и басом.
Фат
Непреднамеренно задерживает развитие действий, выводит их на личный план. Имеет высокий голос, предпочтительно фальцет.
Моралист
Специально ускоряет развитие действий, делает акцент на моральных нормах. Голос - глубокий бас.
Опекун
Сам устанавливает нормы поведения и стремится навязать их другим.
Друг
Поддерживает того персонажа драмы, с которым связан по сюжету, помогает и содействует ему. Не должен быть выше персонажа, которого поддерживает.
Хвастун
Делает развитие действий более сложным, стремится присвоить себе функции других персонажей. Голос — глубокий бас. Должен уметь говорить фальцетом. Может иметь лишний вес.
Блюститель порядка
Осложняет развитие действий, вводит полицейские нормы.
Ученый
Осложняет развитие действий, вводит полицейские нормы.
Вестник
Предоставляет информацию о событиях, которые происходят за пределами сцены.
Травести
Мужчина, играющий женскую роль.
Содействующие
Выполняют те функции, которые не могут выполнить главные персонажи.

моноспектакль Александра Громыко

Женские амплуа
Героиня
Преодолевает всевозможные препятствия в плане самоотвержения и патетики.

Должна быть высокого роста, с длинными ногами, выразительными кистями рук и большими глазами миндалевидной формы. Голос — сильный, предпочтительно контральто.
Влюбленная
Проходит любовные препятствия в этическом и лирическом плане.

Должна быть среднего или высокого роста, с выразительным ртом и глазами. Без пышной груди. Голос - предпочтительно сопрано.
Проказница
Игра с мелкими препятствиями, которые создает сама или окружение.
Низкого или среднего роста, с тонкой фигурой, подвижным лицом и глазами.
Клоунесса
Специально задерживает развитие действий на сцене.

Имеет акробатические или эквилибристические способности. Имеет манеру химеры и преувеличенной пародии.
Интриганка
Игра с серьезными, опасными препятствиями, которые создают обстоятельства или она сама.

Среднего или высокого роста, с большими подвижными глазами и мышцами лица. Приветствуется костлявость и чрезмерная худоба. Голос — сильный и низкий.
Неизвестная
Выводит интригу на личный план.
Должна обладать талантом и природным обаянием, высоким ростом и длинными ногами. Голос — богатый модуляциями.
Неприкаянная
Выводит интригу на неличный план.
Имеет сильный голос, предпочтительно контральто.
Куртизанка
Непреднамеренно задерживает развитие действий, выводит их на личный план. Имеет правильные пропорции.
Матрона
Специально ускоряет развитие действий, делает акцент на моральных нормах.
Голос — низкий, рост — высокий, допустим лишний вес.
Опекунша
Сама устанавливает нормы поведения и стремится навязать их другим.
Наперсница
Поддерживает того персонажа драмы, с которым связана по сюжету, помогает и содействует его.
Сваха
Старается защитить аморальные поступки, убеждая себя и других в моральной необходимости происходящего.
Блюститель порядка
Осложняет развитие действий, вводит полицейские нормы.
Ученая
Осложняет развитие действий, вводит полицейские нормы.
Вестница
Предоставляет информацию о событиях, происходящих за пределами сцены.
Травести
Женщина, играющая мужскую роль.
Содействующие
Выполняют те функции, которые не могут выполнить главные персонажи.
студентка во время режиссёрского показа Саши Рамм «Ричард II»
Что представляет собой амплуа сегодня?
Еще К. С. Станиславский и М. А. Чехов говорили о том, система театральных амплуа лишь вредит развитию актерского мастерства, ведь талант и многогранность не могут раскрыться в полной мере.

Не всегда актеры способны играть лишь роли одного направления, поэтому они становятся «заложниками» изначально выбранного вида амплуа, изображая на сцене альфонсов, бандитов, пьяниц. Всеобщую популярность приобретают не действительно талантливые актеры, а те, чье амплуа на данный момент более востребовано.

Также принятые нормы препятствовали развитию театрального искусства в целом. В классическую систему не вписывались новые постановки, стенография и режиссура не могли выйти из жестких рамок. Чтобы двигаться дальше, нужно было эволюционировать систему амплуа в театре.
студентка во время показа «Наблюдения за человеком»
педагог: Андрей Матюков
Сейчас четкого разграничения актеров по фактуре нет. Чтобы сыграть героя, не требуются выдающиеся внешние данные — приятный голос, красивая фигура, высокий рост. На выбор амплуа актрис и актеров стала влиять индивидуальность, их возможности и характеры.

Некоторые актеры продолжают выбирать роли похожих персонажей. Однако настоящие профессионалы без труда изображают героев и шутов, злодеев и влюбленных. Они умеют быть универсальными, стараясь полностью раскрыть талант и многогранность. Ведь творческая натура не должна ограничиваться строгими рамками.
Подведём итоги:
  • Мы сформулировали понятие «актёрское амплуа».
  • Рассмотрели классические сценические амплуа, описанные в книге В. Э. Мейерхольда, И. А. Аксенова и В. М. Бебутова «Амплуа актёра».
  • Установили, что в наше время нет чёткого разделения актёров по внешним и физическим данным. Настоящие мастера актёрского дела должны быть универсальными.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи