Привлечь внимание слушателя сложно, однако не менее трудно бывает его удержать, поэтому нужно постараться сделать все, чтобы речь оратора смогла «зацепить» человека. Так, лучше всего не читать с уже готового материала, а выучить их, осознать и правильно донести до слушателя. Когда человек знает то, о чем говорит, он звучит уверенно и спокойно, что, конечно же, позволят произвести положительное впечатление на слушателей. В том случае, если говорящий монотонно и безэмоционально читает готовый текст, зрители устают и отвлекаются на другие предметы, теряя нить повествования. Однако бывает так, что у оратора не было времени на подготовку и он не может воспроизвести свою речь без помощи. Конечно, эта ситуация не из приятных, но она не означает того, что выступление окажется неудачным.
Можно использовать несколько приемов ораторского мастерства, к примеру, сохранять зрительный контакт с публикой. Важно стараться говорить, не глядя в лист. Для этого нужно прочитать нужное предложение про себя и произнести его, смотря на зрителей. Конечно, такой прием может замедлить темп, но он покажет слушателям, что оратор заинтересован в их реакции и эмоциях, к тому же сама речь не будет монотонной. Также оратор может произносить то, что помнит, а в заготовленную речь смотреть для уточнения статистики, фактов или последовательности мыслей. Несомненно, лучше не затягивать выступление, так как слушать говорящего долго очень сложно, даже если тема интересная и увлекательная. Известно, что концентрация слушателей на предмете разговора снижается спустя 10 минут после начала, поэтому приемлемой длительностью монолога является 5-10 минут, но, если необходимо говорить в течение длительного времени, можно использовать приемы ораторского искусства для удержания внимания зрителей:
- пауза – важный элемент в речи, который позволяет зрителям обдумать услышанное и подготовиться к новому восприятию информации, поэтому можно подчеркивать паузами основные моменты. Без этого приема ораторского мастерства речь говорящего может стать беглой и сложной для восприятия;
- важно поддерживать контакт с публикой, поэтому можно использовать риторические вопросы, создающие иллюзию разговора. Однако возможно действительно задать вопрос, надеясь на ответ. Только надо использовать этот прием, если возможно предугадать реакцию публики, чтобы не отходить от темы выступления;
- необходимо закончить выступление на позитивной ноте, так как конец – одна из запоминающихся частей монолога. Концовка может вдохновлять слушателей, поэтому лучше использовать хорошую цитату, поучительную историю, риторические вопрос или восклицание либо свои мысли, выражающие положительные эмоции;
- распространенным ораторским приемом, который поможет сделать идеи оратора интереснее, является противопоставление. Можно противопоставлять свои суждения доводам оппонента или собственным словам. Важно показать многогранность своих мыслей;
- перекрещивание, или хиазм, – интересный ораторский прием, который требует высокого уровня мастерства и заключается в подчеркивании основной мысли с помощью перекрещивания смыслов. К примеру, в следующих словах присутствует хиазм: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Он действует для придания словам убедительности и вариативности;
- чтобы оживить и разбавить речь, говорящий может использовать намеки. Иногда этот ораторский прием может помочь, когда выступающий не имеет возможности передать определенную мысль. Однако это средство требует высокого уровня мастерства и понимания публики. Конечно, намеки стоит употреблять оправданно и понимать, когда они будут неуместны;
- эффект неожиданности – то, что сможет «оживить» интерес зрителей к теме выступления и помочь оратору выстроить более тесные отношения с публикой. Нужно сформулировать мысль таким образом, чтобы фраза имела неожиданный конец, но необходимо осознавать уместность применения этого приема.