Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
Идет набор на профкурс 2024/2026
 
Ответим в мессенджерах
Ответим в Телеграм
Ответим в WhatsApp
журнал

Путь к звездам: чему учат в театральной академии?

опыт преподавателя актерского мастерства, актера театра и кино, музыканта и режиссерса Леонида Нечаева

Лёня Нечаев

Актер театра и кино, режиссер, музыкант, педагог. Актер БДТ имени Г. А. Товстоногова. Он считает, что это нормально — начинать свою карьеру в театре с расстановки стульев. Нормально, когда человек стремится работать у Славы Полунина и начинает с того, что «режет» снег для «Снежного шоу». Мы поговорили с Леней о том, какого это быть студентом Театральной Академии, что встречается на пути к звездам, и нужно ли актерское образование в принципе.
— Я считаю, занимаясь любым видом искусства, ты должен знать азы. Любой Малевич начинал рисовать с классических натюрмортов или пейзажей. Любой танцовщик должен если не заниматься балетом, то знать основные станковые вещи. Точно также в театральном деле. Нужно сначала узнать классическое искусство, то есть драматический театр, а потом уже заниматься современным театром и перформансом. Вообще, мне кажется, что еще лет пять-семь-десять и все настолько нахватаются этих перформатиных практик, что все соскучатся по драм-театру, а хороших актеров уже не будет, будут одни перформеры.
Есть ли какой-то лайфхак, как поступить в театральный вуз? Что это вообще было за время для вас, если посмотреть на него сейчас, со стороны?
— Поступление — это такой трогательный период: ты знакомишься с новыми людьми, пьешь с ними портвейн в подворотнях, трепетно ждешь результатов прохождения туров. Это хорошая, веселая жизнь. В тот год, когда я поступал был очень большой конкурс — больше ста человек на одно место и было пять мастеров, которые набирали. Естественно, я как и многие, поступал ко всем — лишь бы поступить. У четырех мастеров я слетал тут же, еще на консультациях, на первых турах. И вот только Галина Андреевна Барышева меня взяла, но зато я поступил сразу, в первый год. Никакого лайфхака в этом нет — здесь, к сожалению, есть момент лотереи небольшой. Очень часто, набирая курс, мастер уже знает, чтобы он хотел поставить и отбирает людей под определенную работу. Не всех, но основной костяк. Я знаю большое количество людей, которые поступали с пятого, четвертого раза.
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Как строятся занятия на актерском факультете? К чему нужно быть готовым, подавая документы на это направление?
— Мой мастер курса — Галина Андреевна Барышева, когда я у нее учился ей уже было 75. Это была очень суровая женщина, но я за многое ей благодарен: за ее строгость, регулярный старческий маразм. Но она привила мне уважение к профессии, трудолюбие, а мне кажется, что это основные качества в актерском деле. В институте студентам предстоитосвоить актерское мастерство, сценическое движение, речь, танец, акробатику, вокал и различные теоретические предметы: историю театра — русского и зарубежного, литературу и прочее. Начинается обычно все с каких-то простых упражнений на внимание, на концентрацию, на работу в группе, а потом постепенно усложняется. Но на самом деле больше навыков и опыта я стал получать уже непосредственно при работе в театре. Отчасти, это связано с тем, что я в институте учился очень молодым, когда еще дуршлаг вместо мозгов немножко. То, о чем мне говорили в институте, я стал осознавать непосредственно находясь на площадке, работая в театре, спустя какие-то годы. А какие-то вещи — когда уже сам начал преподавать и что-то объяснять студентам.

Вокруг каких постановок строилось ваше обучение?
— Галина Андреевна у нас была помешана на том, чтобы все актеры умели играть на музыкальном инструменте: хотя бы на трещетке какой-то. На самом деле в этом была польза, потому что, когда ты играешь в музыкальном ансамбле без дирижера — это приучает тебя слушать и слышать. Музыка дело коллективное и вот тут учишься слушать партнера, вступать с ним вместе по кивку головы. И у нас почти все спектакли имели какую-то музыкальную направленность. Был спектакль «Алые Паруса», для которого мы сами писали всю музыку и стихи. Это, кстати, тогда была одна из самых кассовых постановок в Учебном Театре. И второй кассовый спектакль — «Дорога без конца». Такая классическая вещь — история России в песнях и романсах от конца XIX века до годов 60-ых и Элвиса Пресли. Потом был классический драматический спектакль «Без вины виноватые» Островского. В нем я репетировал роль, но меня с нее сняли за поведение.

Я был мальчиком достаточно бойким и регулярно попадал в какие-то приключения. Накосячил я таким образом: мы часто оставались на ночь в институте, что-то репетировать или просто веселиться. И наши окна выходили прямо на Моховую. Третий этаж. Поскольку мы делали «Алые Паруса» у нас в аудитории было много разных канатов, веревочных лестниц и так далее. И вот часа в два-три ночи, связав канатно-веревочные лестницы, мы спустили эту конструкцию с третьего этажа. Естественно, охрана с противоположной стороны все это увидела и выпроводила нас из института, на утро была докладная.
Такие истории обычное дело в творческом вузе?
— Это, конечно, не единственный случай. Много всего было забавного. В институте есть еще такой конкурс — «Поющая маска», и я этот конкурс дважды выигрывал. И в первый раз мы с мальчиком сделали дуэт в номинации «Ансамбль малой формы», и наш номер взяли на «Кубок Гертруды» — кубок капустных номеров. Барышева, поскольку она не любит все эти театральные тусовки, сказала — ни в жизнь, чтобы мы туда не совались. Мы, естественно, сунулись. А у меня еще номер был такой — я с контрабасом, мальчик с гитаркой. Мы выступили. Естественно, ничего там не выиграли. Но на следующее утро, в новостях, показали кусочек именно нашего номера. И Галиночка Андреевна поперхнувшись, наверное, кофеем, утром устроила нам разнос. Ослушался мастера — наказание. Но абсолютно правильно, я считаю. Я никогда на нее за это не обижался. Ну, может, тогда и обижался, но сейчас никаких обид нет. Все правильно. Современным студентам, зачастую, не хватает дисциплины, но это я понял уже значительно позже после института, наверное, когда уже сам начал преподавать.
Что дает вам преподавание, что изменилось в вашем взаимодействии со сценой, с ролью, когда вы попробовали себя в этом деле?
— В Академии в основном дают классическую систему Станиславского. А все остальное ты уже постигаешь потом сам. Начинаешь изучать. Если честно, педагогика никак не повлияла на меня как на актера. У меня, на самом деле, абсолютно корыстный интерес в педагогике. Я N-ое количество лет назад был на похоронах своей прабабушки. Она умерла в возрасте девяноста с чем-то лет. У нее на похоронах было больше ста человек — она была учителем по физике, очень хорошим учителем, и поэтому многие ее ученики пришли. Я в какой-то момент понял, что количество людей на твоих похоронах — это некая лакмусовая бумажка того, как ты прожил эту жизнь. Вот сколько к тебе человек пришло — это некое мерило. Конечно, это не так, но, отчасти, в этом есть доля правды. Так что преподавание — это возможность собрать на моих похоронах как можно больше народу.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи