Словесная
импровизация.
Что говорить, когда нечего сказать? 

9 июля 2020
Вспотели ладошки, в голове тысяча мыслей, но ни одной законченной фразы, а перед глазами — аудитория, которая ждёт вашей речи. Знакомая ситуация?
Иван Вырыпаев — драматург, режиссёр
В первую очередь нужно понять: а что вообще такое «хорошее устное выступление»?

Классный оратор — такой, которого комфортно слушать,
— умеет быстро подхватывать разговор на любую тему, очень точно и понятно доносит свои мысли, не тараторит и не делает длинных пауз. А ещё он обладает навыком словесной импровизации: его невозможно сбить с толку или поставить в тупик вопросом. Так это выглядит со стороны. Теперь посмотрим, что оратор сделал, чтобы добиться такого результата.

Знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман как-то сказал: «Только тот, кто тщательно подготовился, имеет возможность импровизировать». Звучит немного тревожно: как понять, что ты подготовился «тщательно»? Уже исписаны тридцать страниц блокнота со всеми возможными темами и вопросами из зала, а зеркало, кажется, выучило наизусть всё ваше выступление целиком — этого достаточно, Ингмар?

На самом деле «подготовка» к выступлению — это не пара дней непосредственно перед событием, а, извините за пафос, вся жизнь, начиная с момента прочтения этой статьи. Потому что навык импровизации появляется в ходе постоянной практики: вы учитесь говорить легко и непринуждённо, пока смотрите сериалы и читаете книги, общаетесь с друзьями, наблюдаете за людьми в очереди к врачу — в общем, каждую секунду своей жизни.

Но есть и специальные упражнения на импровизацию — которые вполне могут стать вашим ежедневным тренингом! Итак, как научиться импровизировать в разговоре?

Лёня Нечаев — актёр, режиссёр, композитор, педагог
Юмор.

Любое выступление, даже на самую сложную и серьёзную тему, в которой вроде бы не предполагается веселья, необходимо «оживлять». Смысл не в том, чтобы заставить зал хохотать до упаду (если вы, конечно, не стенд-ап комик — тогда да, это цель) — нам важно расположить к себе аудиторию. Обаяние и естественная харизма всегда выигрывают на фоне скучных монотонных выступлений.

Как развить чувство юмора?

Больше читать и смотреть фильмы, запоминать забавные сцены и необычные сюжеты. Они послужат вам в качестве примеров, помогут заполнить паузу или развить мысль. Мировое культурное наследие — неисчерпаемый источник тем для импровизации.
Ещё один полезный совет — больше общаться с незнакомыми людьми, расспрашивать специалистов разных областей об их работе, смотреть тематические ютуб-каналы. Это и словарный запас увеличивает, и помогает раскрепоститься, чувствовать себя свободнее даже в разговоре на незнакомую тему.
Вы — главный критик.
А мобильный телефон — ваш главный помощник. Не в смысле, что нужно с него читать текст лекции — ни в коем случае! Телефон поможет вам на подготовительном этапе: искусство импровизации требует умения посмотреть на себя со стороны, поэтому открываем камеру, ставим телефон перед собой (лучше горизонтально) и начинаем говорить!
Сделайте столько видеозаписей, сколько сможете — внимательно следите за тем, как работает ваша мимика, как двигается тело, где в вашей речи происходят заминки и паузы. Обращайте внимание на интонацию и слова-паразиты.
Кстати, подобное упражнение можно делать не только перед выступлениями, но и просто, когда появляется свободное время: выбираете любую тему (например, почему чеховские сёстры Прозоровы никогда не уедут в Москву или как можно сегодня интерпретировать «Гамлета» Шекспира с политической, философской и культуроведческой точек зрения) и развиваете мысль. Ваша цель — говорить без долгих пауз, связывать логически части повествования между собой и не отвлекаться слишком сильно от темы. Не всегда обязательно даже использовать видео — порой достаточно включить диктофон.
Одно из этих умений рассмотрим подробнее в следующем упражнении.

Таня Вайнштейн — режиссёр, художественная руководительница школы «лёгкие люди», соосновательница площадки «Скороход»
Связывать неочевидное.

Это тренировка на логику. Допустим, вы обладаете очень большим объёмом действительно важной и интересной информации, но у вас в голове она не структурирована — и во время выступления вы скачете с одной мысли на другую, перебиваете сами себя, даже задыхаетесь от желания сказать всё и сразу. Знакомо? Дело в том, что наш мозг — это такая под завязку заполненная мыслями комната с ящичками разной величины, и в принципе нам комфортно там ориентироваться. Но не нашим слушателям.

Есть популярная техника, которая поможет справиться с такой путаницей.

Берёте 3 слова из разных «миров» и разворачиваете на их основе осмысленный монолог. Например: скалка, альпинист, биология. Или: кратер, таксидермия, гендер. Попробуйте. Главное — рассказать адекватную историю, а не чепуху. Это задание требует постоянных тренировок, но вы удивитесь, как много общего можно найти у, казалось бы, совсем не связанных между собой слов. Так и в нашей голове — полно самой разной информации, нужно лишь научиться прокладывать нейронные пути от одной мысли к другой.

На практике это можно сделать так: находим общую тему, которая объединяет все три слова, затем начинаем её раскрывать, используя первое слово, потом — второе и, наконец, третье. Не забывайте о финале каждой небольшой истории — плавно завершить сюжет можно шуткой или коротким выводом. Лучше всего сначала потренироваться с близким другом.

Как сделать речь и дикцию лучше?
Записывайся и мы подберем подходящий речевой курс
Запись в Академию
Оставьте контакты — менеджер свяжется с вами
в ближайшее рабочее время
Ваше имя
Ваш телефон
Место для вопросов, комментариев, пожеланий и добрых слов
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Владимир Кузнецов — актёр, режиссёр, педагог
Синонимы

Любой, кто занимается текстами, писательскими мастерством, подтвердит: словарь синонимов или сайты типа sinonim.org или synonymonline.ru — наше спасение.
Научитесь использовать их, чтобы сделать свою речь красочной и эмоциональной. Слушатели обязательно оценят (а значит — запомнят), если вместо сухого «хорошо» вы скажете хотя бы «чудесно» или «превосходно».
Давайте сейчас вы попробуете придумать по два-три синонима к следующим словам:
— сцена
— жизнь
— пошлый
— удача
— тупость

Переводим стрелки.

Пусть говорит аудитория! Задавайте слушателям риторические вопросы или вопросы, подразумевающие короткий односложный ответ. Например: «Кто хоть раз в жизни пожалел, что не умеет импровизировать?»
А ещё предоставлять слово аудитории/собеседнику можно, когда вы сами не знаете ответ или рискуете показаться не достаточно осведомлённым. Можно просто спросить: «А вам как кажется? Какие у вас есть идеи на этот счёт?»
Возможно, пока собеседник будет отвечать, вы сформулируете собственное мнение или вспомните удачный пример из жизни, профессионального опыта, кино или литературы. В любом случае вы выиграли время и разнообразили своё выступление живым разговором.
Важно! Нужно уметь вовремя прервать этот разговор, вновь взять слово — всё-таки это ваше выступление.
Ассоциации №1.
Это парное упражнение — найдите партнёра. Будем развивать навык словесной импровизации в диалоге. Пригодится в дружеской беседе, интервью и в спорах, из которых очень хочется выйти победителем.
Выбираете вместе с партнёром тему для импровизации — например, театр.
Вы произносите ассоциацию, которая первой пришла в голову, и раскрываете её в течение 30-40 секунд. «Современный театр интересен своим многообразием. Спектакли бывают…» Останавливаетесь. Теперь ход вашего партнёра. Он должен подхватить разговор и развить его, произнеся свою ассоциацию на основную тему и тоже импровизировать секунд 30-40. «Говоря о многообразии театра, нельзя не отметить, что многие современные сценические формы впервые появились много лет назад. Например, такие как…» Потом снова ваша ассоциация и речь на 30-40 секунд, затем от партнёра — и так далее. Упражнение будет продуктивным, если каждый участник выскажет хотя бы 5 ассоциаций. Потом меняете тему.

Ассоциации №2.

Если партнёра не найти, можно попробовать поиграть в ассоциации с самим собой. Понадобится книга — откройте её на любой странице и прочитайте первое слово, которое попалось на глаза. Пусть оно станет темой вашего выступления. Начинайте импровизировать, вспоминая всё, что хранится в вашей голове в ящичке с этим словом. Для начала поставьте таймер на 2 минуты — и постепенно увеличивайте время для импровизации.

Помните про структуру: вступление, обозначить проблему, привести примеры, показать возможные пути решения проблемы, плавно завершить речь. Между частями выступления добавляем уместные шутки, интересные факты и вопросы для аудитории.
Вы можете отходить от темы, чтобы сделать речь более яркой — но не слишком сильно, чтобы не запутать слушателей.

И кстати: вы можете делать паузы! Никто не ждёт, что вы робот, который способен на одном дыхании говорить полчаса без единого перерыва. Многие ораторы берут с собой бутылку воды — главное не переборщить, а то ваши слушатели подумают, что у вас какая-то проблема со здоровьем, и уже будет сложно вернуть их внимание к теме разговора.

Есть ещё много разных упражнений:
— включать фильм без звука и вслух выдумывать героям диалоги
— рассказывать всем известную историю (например, сюжет «Русалочки»), прерывая её словами «кстати» или «вдруг», чтобы учиться импровизировать на ходу, дополнять сюжет уточняющими подробностями и тем самым развивать мысль и подкармливать воображение слушателей
— целый час говорить на одну и ту же тему, не отвлекаясь на другие предметы (выбираем слово — например, «декорации» — и рассказываем всё, что мы знаем про декорации, от физических свойств до историй из жизни)
— продумывать переходы между несколькими темами по принципу «последнего слова» (цепляемся за последнее слово абзаца и от него развиваем мысль в другую сторону)
Главная польза словесной импровизации
Вы научитесь заполнять неловкие паузы, говорить без заучивания текста и поддерживать лёгкую, но продуктивную атмосферу в аудитории.

Помните, что все люди на подсознательном уровне будут внимательнее слушать того оратора, который им симпатичен: не забывайте делать «комплименты» аудитории (хвалить их интеллект, опыт, профессиональные достижения, иногда можно и внешний вид отметить — только не переходите к заигрыванию), приводить примеры из жизни (и рассказывать их так, словно это сюжет хорошего сериала), реагировать на окружающее пространство и события в зале.

Нам всем хочется быть услышанными и понятыми людьми, с которыми мы разговариваем, но что ещё важнее: благодаря регулярному выполнению упражнений на импровизацию вы станете лучше понимать самих себя. Та «комната с множеством ящичков» в нашей голове постепенно превратится в удобную и структурированную библиотеку, в которой вы сможете быстро и легко ориентироваться, связывать воедино факты из разных областей знания и быть всегда готовым к беседе, конференции, интервью и стрессовой ситуации на сцене.

Ну и конечно, чем больше информации, полученной из книг, лекций, разговоров с друзьями и незнакомцами, в вашей голове — тем круче и насыщенней будет ваше импровизированное выступление. Самообразование и тяга к знаниям — главное упражнение для любого оратора. Удачи!

курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
Узнать больше? Легко!
Оставьте контакты, и мы перезвоним вам, чтобы рассказать про наши чудесные курсы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подписка на рассылку
Упражнения, статьи, тесты, приглашения на спектакли и специальные скидки в нашей рассылке, которая уходит всего два раза в месяц. Оставьте свой E-mail
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности