Close
Всегда рады пообщаться с вами!

Словесная
импровизация.
Что говорить, когда нечего сказать? 

9 июля 2020
Вспотели ладошки, в голове тысяча мыслей, но ни одной законченной фразы, а перед глазами — аудитория, которая ждёт вашей речи. Знакомая ситуация?
Иван Вырыпаев — драматург, режиссёр
В первую очередь нужно понять: а что вообще такое «хорошее устное выступление»?

Классный оратор — такой, которого комфортно слушать,
— умеет быстро подхватывать разговор на любую тему, очень точно и понятно доносит свои мысли, не тараторит и не делает длинных пауз. А ещё он обладает навыком словесной импровизации: его невозможно сбить с толку или поставить в тупик вопросом. Так это выглядит со стороны. Теперь посмотрим, что оратор сделал, чтобы добиться такого результата.

Знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман как-то сказал: «Только тот, кто тщательно подготовился, имеет возможность импровизировать». Звучит немного тревожно: как понять, что ты подготовился «тщательно»? Уже исписаны тридцать страниц блокнота со всеми возможными темами и вопросами из зала, а зеркало, кажется, выучило наизусть всё ваше выступление целиком — этого достаточно, Ингмар?

На самом деле «подготовка» к выступлению — это не пара дней непосредственно перед событием, а, извините за пафос, вся жизнь, начиная с момента прочтения этой статьи. Потому что навык импровизации появляется в ходе постоянной практики: вы учитесь говорить легко и непринуждённо, пока смотрите сериалы и читаете книги, общаетесь с друзьями, наблюдаете за людьми в очереди к врачу — в общем, каждую секунду своей жизни.

Но есть и специальные упражнения на импровизацию — которые вполне могут стать вашим ежедневным тренингом! Итак, как научиться импровизировать в разговоре?

Лёня Нечаев — актёр, режиссёр, композитор, педагог
Юмор.

Любое выступление, даже на самую сложную и серьёзную тему, в которой вроде бы не предполагается веселья, необходимо «оживлять». Смысл не в том, чтобы заставить зал хохотать до упаду (если вы, конечно, не стенд-ап комик — тогда да, это цель) — нам важно расположить к себе аудиторию. Обаяние и естественная харизма всегда выигрывают на фоне скучных монотонных выступлений.

Как развить чувство юмора?

Больше читать и смотреть фильмы, запоминать забавные сцены и необычные сюжеты. Они послужат вам в качестве примеров, помогут заполнить паузу или развить мысль. Мировое культурное наследие — неисчерпаемый источник тем для импровизации.
Ещё один полезный совет — больше общаться с незнакомыми людьми, расспрашивать специалистов разных областей об их работе, смотреть тематические ютуб-каналы. Это и словарный запас увеличивает, и помогает раскрепоститься, чувствовать себя свободнее даже в разговоре на незнакомую тему.
Вы — главный критик.
А мобильный телефон — ваш главный помощник. Не в смысле, что нужно с него читать текст лекции — ни в коем случае! Телефон поможет вам на подготовительном этапе: искусство импровизации требует умения посмотреть на себя со стороны, поэтому открываем камеру, ставим телефон перед собой (лучше горизонтально) и начинаем говорить!
Сделайте столько видеозаписей, сколько сможете — внимательно следите за тем, как работает ваша мимика, как двигается тело, где в вашей речи происходят заминки и паузы. Обращайте внимание на интонацию и слова-паразиты.
Кстати, подобное упражнение можно делать не только перед выступлениями, но и просто, когда появляется свободное время: выбираете любую тему (например, почему чеховские сёстры Прозоровы никогда не уедут в Москву или как можно сегодня интерпретировать «Гамлета» Шекспира с политической, философской и культуроведческой точек зрения) и развиваете мысль. Ваша цель — говорить без долгих пауз, связывать логически части повествования между собой и не отвлекаться слишком сильно от темы. Не всегда обязательно даже использовать видео — порой достаточно включить диктофон.
Одно из этих умений рассмотрим подробнее в следующем упражнении.

Таня Вайнштейн — режиссёр, художественная руководительница школы «лёгкие люди», соосновательница площадки «Скороход»
Связывать неочевидное.

Это тренировка на логику. Допустим, вы обладаете очень большим объёмом действительно важной и интересной информации, но у вас в голове она не структурирована — и во время выступления вы скачете с одной мысли на другую, перебиваете сами себя, даже задыхаетесь от желания сказать всё и сразу. Знакомо? Дело в том, что наш мозг — это такая под завязку заполненная мыслями комната с ящичками разной величины, и в принципе нам комфортно там ориентироваться. Но не нашим слушателям.

Есть популярная техника, которая поможет справиться с такой путаницей.

Берёте 3 слова из разных «миров» и разворачиваете на их основе осмысленный монолог. Например: скалка, альпинист, биология. Или: кратер, таксидермия, гендер. Попробуйте. Главное — рассказать адекватную историю, а не чепуху. Это задание требует постоянных тренировок, но вы удивитесь, как много общего можно найти у, казалось бы, совсем не связанных между собой слов. Так и в нашей голове — полно самой разной информации, нужно лишь научиться прокладывать нейронные пути от одной мысли к другой.

На практике это можно сделать так: находим общую тему, которая объединяет все три слова, затем начинаем её раскрывать, используя первое слово, потом — второе и, наконец, третье. Не забывайте о финале каждой небольшой истории — плавно завершить сюжет можно шуткой или коротким выводом. Лучше всего сначала потренироваться с близким другом.

Как сделать речь и дикцию лучше?
Записывайся и мы подберем подходящий речевой курс
Владимир Кузнецов — актёр, режиссёр, педагог
Синонимы

Любой, кто занимается текстами, писательскими мастерством, подтвердит: словарь синонимов или сайты типа sinonim.org или synonymonline.ru — наше спасение.
Научитесь использовать их, чтобы сделать свою речь красочной и эмоциональной. Слушатели обязательно оценят (а значит — запомнят), если вместо сухого «хорошо» вы скажете хотя бы «чудесно» или «превосходно».
Давайте сейчас вы попробуете придумать по два-три синонима к следующим словам:
— сцена
— жизнь
— пошлый
— удача
— тупость

Переводим стрелки.

Пусть говорит аудитория! Задавайте слушателям риторические вопросы или вопросы, подразумевающие короткий односложный ответ. Например: «Кто хоть раз в жизни пожалел, что не умеет импровизировать?»
А ещё предоставлять слово аудитории/собеседнику можно, когда вы сами не знаете ответ или рискуете показаться не достаточно осведомлённым. Можно просто спросить: «А вам как кажется? Какие у вас есть идеи на этот счёт?»
Возможно, пока собеседник будет отвечать, вы сформулируете собственное мнение или вспомните удачный пример из жизни, профессионального опыта, кино или литературы. В любом случае вы выиграли время и разнообразили своё выступление живым разговором.
Важно! Нужно уметь вовремя прервать этот разговор, вновь взять слово — всё-таки это ваше выступление.
Ассоциации №1.
Это парное упражнение — найдите партнёра. Будем развивать навык словесной импровизации в диалоге. Пригодится в дружеской беседе, интервью и в спорах, из которых очень хочется выйти победителем.
Выбираете вместе с партнёром тему для импровизации — например, театр.
Вы произносите ассоциацию, которая первой пришла в голову, и раскрываете её в течение 30-40 секунд. «Современный театр интересен своим многообразием. Спектакли бывают…» Останавливаетесь. Теперь ход вашего партнёра. Он должен подхватить разговор и развить его, произнеся свою ассоциацию на основную тему и тоже импровизировать секунд 30-40. «Говоря о многообразии театра, нельзя не отметить, что многие современные сценические формы впервые появились много лет назад. Например, такие как…» Потом снова ваша ассоциация и речь на 30-40 секунд, затем от партнёра — и так далее. Упражнение будет продуктивным, если каждый участник выскажет хотя бы 5 ассоциаций. Потом меняете тему.

Ассоциации №2.

Если партнёра не найти, можно попробовать поиграть в ассоциации с самим собой. Понадобится книга — откройте её на любой странице и прочитайте первое слово, которое попалось на глаза. Пусть оно станет темой вашего выступления. Начинайте импровизировать, вспоминая всё, что хранится в вашей голове в ящичке с этим словом. Для начала поставьте таймер на 2 минуты — и постепенно увеличивайте время для импровизации.

Помните про структуру: вступление, обозначить проблему, привести примеры, показать возможные пути решения проблемы, плавно завершить речь. Между частями выступления добавляем уместные шутки, интересные факты и вопросы для аудитории.
Вы можете отходить от темы, чтобы сделать речь более яркой — но не слишком сильно, чтобы не запутать слушателей.

И кстати: вы можете делать паузы! Никто не ждёт, что вы робот, который способен на одном дыхании говорить полчаса без единого перерыва. Многие ораторы берут с собой бутылку воды — главное не переборщить, а то ваши слушатели подумают, что у вас какая-то проблема со здоровьем, и уже будет сложно вернуть их внимание к теме разговора.

Есть ещё много разных упражнений:
— включать фильм без звука и вслух выдумывать героям диалоги
— рассказывать всем известную историю (например, сюжет «Русалочки»), прерывая её словами «кстати» или «вдруг», чтобы учиться импровизировать на ходу, дополнять сюжет уточняющими подробностями и тем самым развивать мысль и подкармливать воображение слушателей
— целый час говорить на одну и ту же тему, не отвлекаясь на другие предметы (выбираем слово — например, «декорации» — и рассказываем всё, что мы знаем про декорации, от физических свойств до историй из жизни)
— продумывать переходы между несколькими темами по принципу «последнего слова» (цепляемся за последнее слово абзаца и от него развиваем мысль в другую сторону)
Главная польза словесной импровизации
Вы научитесь заполнять неловкие паузы, говорить без заучивания текста и поддерживать лёгкую, но продуктивную атмосферу в аудитории.

Помните, что все люди на подсознательном уровне будут внимательнее слушать того оратора, который им симпатичен: не забывайте делать «комплименты» аудитории (хвалить их интеллект, опыт, профессиональные достижения, иногда можно и внешний вид отметить — только не переходите к заигрыванию), приводить примеры из жизни (и рассказывать их так, словно это сюжет хорошего сериала), реагировать на окружающее пространство и события в зале.

Нам всем хочется быть услышанными и понятыми людьми, с которыми мы разговариваем, но что ещё важнее: благодаря регулярному выполнению упражнений на импровизацию вы станете лучше понимать самих себя. Та «комната с множеством ящичков» в нашей голове постепенно превратится в удобную и структурированную библиотеку, в которой вы сможете быстро и легко ориентироваться, связывать воедино факты из разных областей знания и быть всегда готовым к беседе, конференции, интервью и стрессовой ситуации на сцене.

Ну и конечно, чем больше информации, полученной из книг, лекций, разговоров с друзьями и незнакомцами, в вашей голове — тем круче и насыщенней будет ваше импровизированное выступление. Самообразование и тяга к знаниям — главное упражнение для любого оратора. Удачи!

курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену