Close
Всегда рады пообщаться с вами!

Так вы ещё не плакали

22 июля 2020
Слёзы — один из самых мощных инструментов воздействия на человека. В личном разговоре или со сцены — это всегда, осознанная или нет, но манипуляция чувствами «зрителя».


Рекомендуется перед прочтением слушать трек «Дешевые драмы» ВИА «Валентин Стрыкало»
Чтобы добиться нужного эффекта, существует множество разных техник и способов, но с точки зрения медицины всё всегда одинаково: слёзные железы вырабатывают жидкость, которая омывает глазное яблоко и через небольшие каналы попадет в полость носа. И вот — слёзы выступают на глазах и красиво текут щекам.

Такая реакция обусловлена двумя причинами— механизмом рефлекторной защиты или психоэмоциональной. Проще говоря, вы либо на что-то реагируете эмоционально (процесс идёт изнутри), либо реагируете физиологически (на внешний раздражитель). Характерно, что в обоих случаях с помощью слёз наш организм защищается. А значит, мы выглядим трогательно и проникновенно, нам хочется сочувствовать.

Такая реакция обусловлена двумя причинами— механизмом рефлекторной защиты или психоэмоциональной. Проще говоря, вы либо на что-то реагируете эмоционально (процесс идёт изнутри), либо реагируете физиологически (на внешний раздражитель). Характерно, что в обоих случаях с помощью слёз наш организм защищается. А значит, мы выглядим трогательно и проникновенно, нам хочется сочувствовать.

Таня Вайнштейн, художественный руководитель Part Academy

Пытаться просто заплакать — с моей точки зрения, неверная тактика. Потому что, как правило, у тех, у кого есть сложности с тем, чтобы плакать, проблемы со всем эмоциональным спектром. Обычно такие люди с трудом выражают гнев или радость, по-настоящему редко ощущают счастье — и так далее. Так показывает моя личная практика, я не психолог, я всего лишь педагог по актёрскому мастерству. Я хочу сказать, что если бы вы, допустим, занимались спортом и пытались накачать только одну мышцу — например, бицепс или ягодицы, — это было бы неправильно и лишено смысла. То же самое и здесь: вы пытаетесь прокачать только навык рыдания, а я предлагаю заниматься всем эмоциональным спектром.
Раз уж уметь в нужный момент пустить слезу — такой полезный навык и классное дело, то возникает вопрос: как научиться плакать быстро и без причины?

Владимир Кузнецов, актёр, режиссёр, преподаватель актёрского мастерства:

Есть такой стереотип, что если ты не можешь моментально заплакать, то ты плохой артист. Это, конечно, бред полный, и я однажды провёл эксперимент с курсом «Лёгких людей»: дал задание — всем плакать. Конечно, не у всех сразу получилось, но главное — студенты поняли, что у каждого актёра с опытом появляется свой способ вызывать слёзы. Это очень индивидуальная вещь, несмотря на то, что традиционно артистов учат по Станиславскому, через психологию — погружаться в предлагаемые обстоятельства. Или отталкиваться от воспоминаний. Могу дать лайфхак, которым пользуюсь сам: сколько можешь, погружайся в обстоятельства, когда они заканчиваются, делай через воспоминания, а если и они кончились — пользуйся дополнительными средствами, воздействуй на физиологию. Но последнее подходит скорее для кино — там можно сделать 18 дублей. В театре редко прокатывает.
Кроме того, есть специальное средство, которое продаётся в магазинах с театральным оборудованием, на профессиональных сайтах для гримёров — это слезный карандаш. Он изготовлен на основе ментола, и помогает заплакать уже через 1 минуту. Актриса Ирина Горбачёва сняла об этом скетч:
Глобально все существующие способы заставить себя быстро и сильно заплакать делятся на три больших раздела: эмоциональный, технический и физиологический.
1. Вызываем эмоции.
Не всем нужны специальные приспособления, чтобы заплакать — иногда достаточно вспомнить старую обиду или трагическое событие из жизни, сюжет трогательного фильма или книги.

Кстати, вам стоить знать, что если вы решили вызвать слёзы с помощью памятных происшествий, то могут пригодиться как печальные, так и очень светлые, радостные моменты. Нужно сфокусироваться на воспоминании и буквально «прожить» его заново: секунда за секундой восстанавливать в сознании мельчайшие подробности события, которое много для вас значат — если вы всё делаете правильно, не просто «прокручиваете» в голове, а реально чувствуете это воспоминание, то очень скоро по телу побегут мурашки, а к горлу подкатит ком. А там и слёзы появятся.
Таня Вайнштейн:

Станиславский предложил метод «кинолента видения»: вы видите событие как кино — как началось, какая была погода, кто вокруг вас был, какие были обстоятельства, о чём вы думали, что вы чувствовали в этот день, как всё развивалось. Именно в этой подробности, в постепенном входе в ситуацию и есть залог успеха — вы оказываетесь эмоционально вовлечены.

Тут важно понимать, что наша цель — не впасть в депрессию от трагических воспоминаний или сюжетов, а всего лишь вызвать слёзы.

Рядом с этим способом есть похожий — самовнушение. Это та самая вера в предлагаемые обстоятельства: плакать не из-за безвременной кончины любимого хомячка (вообще-то повод серьёзный, никакого обесценивания), а по той же причине, по которой плачет ваш герой. Это требует многих тренировок, но оно того стоит — естественность и органичность рыданий обеспечена.

Таня Вайнштейн:

Второй способ, который я предлагаю попробовать, это одна из техник по методу школы Иваны Чаббак (театральный педагог из США, автор 12-ступенчатой техники совершенствования актёрских навыков) — под названием «сверхцель». Вам нужно понять, зачем вообще вы хотите заплакать, а ваша сверхцель должна относиться к зрителю или партнеру. Выберите конкретную цель и определите: вы хотите, чтобы он вам посочувствовал? Чтобы поддержал вас, помог вам? Чтобы ему стало стыдно? Придумайте (или выучите) текст, и пока будете произносить его в адрес этого человека, постепенно дойдёте до точки вовлечения — и у вас будет шанс заплакать.

Подходит ли тебе актерская профессия?
Пройди наш тест на творческие способности и узнаешь.
2. Техника и подручные средства.
Иногда так случается, что мы будто не можем дать себе волю, позволить расплакаться — боимся показаться слабыми и ранимыми. Тогда в дело идут помогающие инструменты.

Самый распространённый из них (и вам, скорее всего, он уже пришёл в голову) — это репчатый лук. В его составе содержатся вещество лакриматор (от лат. lacrima — слеза), которое выделяется, когда мы нарушаем целостность овоща. В результате выделяется небольшая доза серной кислоты, которая жжёт глаза — а они, в свою очередь, начинают защищаться с помощью слёз.

Это безотказный способ, но вообще-то лук не очень удобно с собой носить. Даже если вам удастся спрятать его в рукав или кармашек, при близком общении люди смогут учуять запах. Так что будьте бдительны.

Ещё один продуктовый способ — цитрусовые (апельсин или лимон). Этот способ опаснее, потому что сок капают непосредственно в глаза. Обязательно развести в равной пропорции с водой! Противопоказано при аллергии на цитрусовые.

Актёры часто пользуются ментолом (тот же карандаш или мазь «Звёздочка») и нашатырным спиртом: эти вещества достаточно просто понюхать, чтобы слёзы хлынули из глаз. Ни в коем случае не попадайте ментолом или спиртом в глаза! Для эффекта будет достаточно аккуратно натереть нижнее веко или переносицу.

Другой действенный способ — использовать специальные анестезирующие капли для глаз. Сульфацил натрия или альбуцид безопасны и помогают спровоцировать слезоотделение, если закапать 8-10 капель.

Топ-3 распространённых актёрских лайфхака:

  • долго смотреть в одну точку, не моргая: глаза пересохнут и сами наполнятся слезами
  • смотреть против ветра, не моргая (следите, чтобы вместе с воздухом в глаза не попали песчинки и мелкий мусор)
  • зевота: пара минут сдавливания слёзных желез — и вы плачете

3. Физиология.
Топ-3 распространённых актёрских лайфхака:

  • долго смотреть в одну точку, не моргая: глаза пересохнут и сами наполнятся слезами
  • смотреть против ветра, не моргая (следите, чтобы вместе с воздухом в глаза не попали песчинки и мелкий мусор)
  • зевота: пара минут сдавливания слёзных желез — и вы плачете
Но есть и другие способы. Об одном из них — не простом, но очень крутом — рассказала Таня Вайнштейн:
Для актёра важно развивать весь спектр эмоций, но теперь вы знаете, как быстро расплакаться — осталось выбрать метод, который подходит лично вам!
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену