Этюд «память физического действия»
или этюд «ПДФ». Это упражнение напоминает пантомиму. Актер изображает действия с материальным предметом, но не использует его – например, надевает обувь, чистит зубы или пишет письмо. Этот тип этюдов примечателен тем, что синхронизирует две линии внимания: внешнюю (зрители концентрируются на имитации действия без необходимых предметов) и внутреннюю – актер должен не просто достоверно изобразить будничный процесс, а обыграть его при помощи актерской экспрессии, восполнить своим мастерством отсутствие предмета. Этюд «ПДФ» хорошо развивает не только импровизацию, но также пластику и мимику.
Этюд «в предполагаемых обстоятельствах»
Актер играетнеобычную ситуацию, которая произошла с ним в прошлом или которую он придумал – это не так важно. Главное – чтобы она была жизненной. В это виде этюда важно развитие действия: актер сталкивается с какой-то проблемой (например, на его голову из окна вылилось ведро воды), в ходе развития этюда старается ее разрешить, выходит на какой-то финиш. В процессе игры актер должен выражать эмоции как реакцию на обстоятельства. Реакции актера меняются по ходу развития этюда – от разочарования и неудовлетворения к, например, спокойствию и принятию ситуации.
Этюд «на событие»
Этюд, в центре внимания которого некое важное событие: вы внезапно поступили в ВУЗ благодаря счастливой случайности, вас ограбили во время будничной прогулки, вы нашли клад или случайно встретили родителей, с которыми давно находитесь в молчаливой ссоре. Герой попадает в ситуацию, которая сильно меняет его планы и имеет большое значение его в вашей жизни. В этом этюде актер отыгрывает само важное событие и то, как он его переживает.
Этюд «на молчание»
Обычно в этом этюде участвуют два персонажа, между которыми либо происходит нечто неловкое или трагическое, либо возникает недопонимание — в любом случае это ситуация, которая лишает героев способности говорить. Например, два человека после сильной ссоры, помириться хочет только один; уставший муж после работы не находит в себе сил, чтобы заговорить с женой за ужином; двое людей ждут решения после собеседования на одну и ту же вакансию.
В этом типе этюдов у актера нет возможности пользоваться таким инструментом как речь, однако именно благодаря этому он выражает весь накал и значимость ситуации при помощи мимики, дыхания, несказанных слов.