журнал

Театральные приметы
и суеверия

Неожиданный гвоздь на сцене, запрет на свист или семечки перед спектаклем?
В современном театре вы найдете практически что угодно: постановки, где нейро-обруч отслеживает активность мозга зрителей; спектакли-променады по городским кладбищам и метро; перформансы на территории заброшенных заводов – с актерами и даже без. Театр выходит на рамки традиционного, экспериментирует, но одно в нем остается неизменным – страсть к театральным приметам. Ведь когда-то театр вырос из религиозно-мистических ритуалов, и он не забывает своих корней. Поэтому и сегодня выход из гримерки не с той ноги может сорвать самую прогрессивную постановку, а найденный на сцене гвоздь – спасти ее.

Собрали для вас самые интересные и неочевидные театральные приметы.
Не желайте актерам удачи
Пожелать актёру, особенно начинающему, «удачного спектакля» – не только плохой тон, но и злая примета. Лучше сказать «ни пуха, ни пера», «к чёрту!» или даже «сломай себе шею», согласно миролюбивой англо-саксонской традиции. Если вам кажется, что в примете отсутствует логика, то вы ошибаетесь: желая артисту увечий вы как бы освобождаете его от подчинения случаю и удаче и делаете его самостоятельным.

Выход на сцену – сакральный момент для артиста, который легко испортить любой мелочью. Многие актеры десятилетиями выходят на сцену с той стороны кулис, с которой зашли в день первого успеха. Перед самим спектаклем нельзя пересекать сцену поперёк, особенно постороннему человеку. Разве что актёр, при необходимости, может пройти её кругом.

Хотите поддержать любимого артиста или близкого на сцене перед спектаклем? Лучшее, что вы можете сделать, – преданно молчите и не мешайтесь под ногами!
Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн
Осторожнее с гримом
Согласно древнему представлению о театре, всё пространство в нем – живое. Оно, как своенравное античное божество, относится к артистами благосклонно или не очень. Как для зрителя театр начинается с вешалки, так для артиста спектакль – с гримёрки. Это еще одно сакральное место, полное предзнаменований.

В гримёрку всегда нужно заходить с левой ноги. А вот на сцену – обязательно с правой.
С гримом стоит быть очень аккуратным. Рассыпьте – и вы обречены на неудачное выступление.
Мыло для гримерки – отдельное. Нельзя приносить его из дома и выносить из театрального закулисья.

Вы точно не встретите наклеенные на гримёрки картинки и комнаты с дьявольским числом 13. И если мрачная семантика числа 13 общеизвестна, то происхождение запрета непонятно. Оставим эту загадку будущим историкам театра.

Подарите артисту гвоздь!
Достаточно неожиданная и самая распространённая примета – встретить гвоздь на сцене. Это очень хороший знак. Он свидетельствует о том, что актера ждёт успех в карьере.

Все работники театра, включая артистов, любят заигрывать с приметой и слегка хитрить. Например, на репетициях можно заметить человека с молотком, забивающего гвоздь в стену. А в кармане у знаменитого актера или актрисы найти небольшой заржавевший гвоздь в качестве талисмана.


Внимательнее на репетициях
Худший знак – уронить текст во время репетиции. По масштабу бедствия это как подарить четное количество роз на юбилее немолодой родственнице. Уронив бумагу, нужно быстро сесть на листы, где бы они ни находились. Тогда сработает ритуальное противоядие. Для большей уверенности можно трижды постучать палкой по земле.
Последнюю реплику пьесы может слышать только зритель – актеры обычно не произносят ее во время читки. А еще – не смеются во время репетиций комедийных постановок. Режиссёры верят, что веселье обрекает постановку на провал. Как известно, лучший клоун – грустный клоун.
Выпейте водки после сложной роли

Театральное действие – пожалуй, самое загадочное и мистическое, что есть в актерской профессии. Образ сцены всегда ассоциировался с суевериями и знаками.

Смерть на сцене – процесс, окутанный тайной. Многие артисты с осторожностью или, наоборот, с завороженностью относятся к ролям со смертью. Если, например, актер ложится на сцене в гроб, то принято класть ему бутылку водки под голову. После спектакля ее распивают друзья за его здоровье, а сам актер шутит, как ни в чем ни бывало, что тоже часть обязательного ритуала перестраховки.

Уберите рыжих из первого ряда
Самый знаковый и эмоционально нагруженный день – первый показ постановки. Считается, что лучше не начинать премьеру спектакля в пятницу и не открывать новый грим в день премьеры.

Плохая примета – в день премьеры увидеть рыжего зрителя в первом ряду. Нетолерантное знамение, вероятно, пришло из темных времен, когда людям с волосами цвета огня приписывали отсутствие души.

Перед премьерой, как и перед обычным выходом на сцену, актерам лучше не желать удачи – к ней, как мы помним, в театре относятся с осторожностью. А самим артистам перед первым выходом на сцену лучше не заправлять постель.
Не надевайте желтое
Вы встречали когда-нибудь театральные декорации желтого цвета? Маловероятно. Несколько столетий этот цвет считается дьявольским, и в театре его старались избегать. Эта примета родилась в Испании, где желтизна ассоциировалась с мантией тореадора, которую проткнул во время боя бык.

У актёров вообще особое отношение к цветам. В качестве реквизита используют в основном искусственные цветы, а дарить их до конца постановки считается плохим тоном и неуважением к актеру, который еще не закончил свою роль.

В качестве реквизита не используют не только настоящие цветы, но и настоящие деньги и собственные украшения актёров – это может грозить банкротством.
Никаких семечек!

В театре, особенно во время репетиций, нельзя грызть семечки – это к плохим кассовым сборам!

Свист тоже под запретом. Примета появилась в конце XVIII века, когда было газовое оборудование для освещения. Когда кислород выжигался, горелки издавали звук, напоминающий свист. То есть, свист в театре воспринимался как тревожный знак – он сигнализировал о возможности скорого взрыва и пожара. Современное оборудование вряд ли взорвется или даже выключится под конец спектакля, но тревожные ассоциации так и живут в коллективной памяти артистов – и лучше не будить их понапрасну.

Нельзя заглядывать в гримерное зеркало через плечо актеру – это принесет личное и профессиональное несчастье. Кстати, один из самых строгих театральных запретов.

Осторожнее с Шекспиром и Булгаковым
Некоторые, порой даже легендарные спектакли, прославились как проклятые в мистическом зазеркалье. Например, «Макбет» Шекспира считается самой несчастливой для постановки пьесой. В российском театре арии (и даже мотивы мелодий) оттуда запрещено исполнять во время репетиций – они будят нечистую силу. В американском театре даже название спектакля не произносят без веской причины – это чревато большими потерями, вплоть до закрытия театра.

Второе место среди «проклятых» занимает один из самых мистических текстов русской литературы – «Мастер и Маргарита». Были случаи смерти во время репетиций и в период проката спектакля.

Из репертуара постановок для детей судьбоносными считаются «Дети в лесу» и «Робин гуд» – с ними нужно быть аккуратнее из-за многих нечистых духов в сюжете.
В театре часто встречаются сигналы об осторожности и злые приметы, но и есть в нем и счастливые знаки.
Роль в «Золушке» воспринимают как наисветлейшее предзнаменование. После участия в постановке по этой сказке, актёров ждёт удачная карьера и жизненное процветание.

Кошка на сцене, особенно черная – знак обязательного успеха постановки. А поцелуй актёрами подмостков на последнем показе спектакля привлекает скорую встречу с хорошим зрителем.

В остальном же, золотое правило общения с театром гласит – как человек относится к театральному пространству, так и оно относится к нему.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи