Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
Пробные уроки в декабре
 
журнал

5 принципов системы Станиславского

Система Станиславского – теория сценического мастерства, разработанная русским режиссером и педагогом Константином Сергеевичем Станиславским в начале 20 века. Пять главных принципов его системы до сих пор остаются актуальными, лежат в основе методик подготовки актеров в театральных вузах России, да и всего мира.

Правда переживаний

Жизненная правда на сцене – один из главных принципов системы Станиславского. В нем утверждается, что существует прямая связь между эмоциями актера и ощущениями зрителя: чем больше актер чувствует свою игру и точнее передает переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене. Если актер не овладел мастерством правдоподобности игры, его работа оценивается знаменитым «Не верю!» Наигранность, отбывание на сцене, отсутствие жизни и чувств – этих характеристик боится каждый актер, потому что они убивают связь со зрителем и успех всей игры.

С точки зрения актерского мастерства по Станиславскому правда
переживаний делится на два вида:

1. Истинная правда – те переживания, которые человек по-настоящему испытывает в разные моменты своей жизни. Здесь не нужна игра, эмоции появляются неосознанно, сами собой, окружающие воспринимают такие переживания правильно, доверяют им.

2. Сценическая правда – ее называют художественной, потому что она сначала возникает в художественной (нарисованной, воображаемой) жизни, и только потом переносится актером на сцену. Создание такой правды требует тщательной подготовки, актер должен научиться не только верить в происходящее, но и жить каждым моментом.

Великий педагог требовал от своих учеников не просто правдиво играть – он учил как вживаться в образ персонажа, внутренне преображаться и смотреть на игру глазами своего героя. Многие исследователи сценического искусства подчеркивают, что до Станиславского в театре просто играли, его система научила актеров жить. Жизнь актера на сцене – это отсутствие малейшего намека на фальшь и притворство, наигранность чувств. Во время спектакля зритель должен забыть, что он находится в театре, верить и сопереживать всему, что он видит на сцене.

Больше об актерском мастерстве, речи и театральной жизни в нашем телеграм-канале. Всем подписавшимся — гайд по насмотренности от худрука Part Academy Тани Вайнштейн

Работа с обстоятельствами

Актер не может научиться правдиво играть свою роль без умения понимать обстоятельства, в которых существует сценический персонаж. От обстоятельств зависят мысли, эмоции и поведение, актер должен понимать логику своего героя, поступать так же, как поступил бы тот в той или иной ситуации.

Игра на сцене будет правдоподобной, если актер будет знать не тип эмоциональных проявлений, присущих персонажу, а причины, которые вызвали эти эмоции. Нужно понимать условия, в которых находится и живет герой, обязательное актерское умение – способность придумывать и развивать эти обстоятельства. Актер должен пропускать через себя ситуацию, говорить себе: «Это случилось со мной, я – этот человек».

Артист должен обращать внимание на три круга обстоятельств:
1. Большой круг – это общая социальная, политическая и историческая обстановка, в которой находится персонаж.
2. Средний круг – сюда входят подробности жизни героя: его материальное и семейное положение, особенности быта, возраст и другие детали.
3. Малый круг – те события, которые происходят с персонажем в данный момент и влияют на его чувства, желания, цели и поведение. Задача актера состоит в том, чтобы зритель видел существующие обстоятельства и понимал, что именно они формируют характер и поступки персонажа.

Игра «здесь и сейчас»

Важное умение для актера – играть по принципу «здесь и сейчас». Это значит, что он должен каждый раз переживать по-новому роль, которую он исполняет не первый раз, любое действие должно рождаться на сцене заново. Трудность соблюдения этого принципа в том, что актер играет одну роль много раз подряд, поведение персонажа становится привычкой, превращается в штамп.

Артист, который научился каждый раз вновь жить в своей роли, продлевает жизнь спектакля, не дает ему стареть и надоедать зрителю. Поэтому в упражнения для актеров по системе Станиславского обязательно включены задания, которые помогают вызывать чувства в реальном времени – здесь и сейчас. Цель подобных заданий – научить актера сосредотачиваться на своих эмоциях, думать о том, что происходит на сцене, ощущать контакт с партнерами и управлять вниманием зала.

Самосовершенствование актера

Чтобы достичь успеха, актер должен постоянно совершенствоваться, воспитывать в себе нужные для работы качества. К ним относятся:
  • наблюдательность – умение подмечать в повседневной жизни и переносить на сцену интересные ситуации, характер запоминающихся личностей;
  • память (словесная, образная, эмоциональная) – актер должен хорошо запоминать не только текст роли, но уметь легко вспоминать пережитые когда-то чувства, ощущать их заново;
  • внимание – это качество многостороннее: актеру нужно правильно распределять свое внимание между партнерами по сцене и зрителями;
  • способность концентрироваться на задаче – в любой ситуации актер должен уметь управлять своими эмоциями, применять принцип игры «здесь и сейчас»;
  • умение отвлекаться от второстепенных деталей – артиста на сцене нередко могут отвлечь от роли технические накладки, настоящий профессионал не должен обращать на них внимания;
  • воображение – без развития актерской фантазии игра сковывается, а образ персонажа получается неполным и неправдоподобным.
Важное направление самосовершенствования актера – работа над телом. Станиславский подчеркивал, что физический аппарат человека нужно содержать в порядке, развивать его и пользоваться им в полном объеме. Сюда относятся здоровье и красота тела, тренированность мышц, подвижность, гибкость и гармония движений, правильное дыхание. Актер, который знает о совершенной работе своего организма, чувствует себя уверенно на сцене. Если же артист обладает всеми перечисленными актерскими качествами, его творческий потенциал раскрывается, дает ему неограниченную свободу.

Взаимодействие с партнерами по сцене

Театр – это коллективное творчество, поэтому актер должен учиться работать с партнерами. Между коллегами должна быть атмосфера доверия, полного понимания и взаимопомощи. Партнеры, которые чувствуют друг друга, добиваются идеальной игры и завоевывают сердца зрителей. Константин Сергеевич придавал особое значение живому взаимодействию партнеров на сцене. Его подход к этому вопросу менялся и совершенствовался, режиссер утверждал, что контакт должен быть прямым, «из души в душу». Также он не отрицал важность общения с помощью движений, мимики и физических органов чувств, размышлял над связью души и тела, физического и психического состояния (книга «Работа актера над собой», глава «Общение»). Станиславский подчеркивал, что взаимодействие актера с партнерами – это тончайший процесс сценической борьбы, который может принимать различную форму. При общении человек сталкивается с активной волей партнера, подстраивается под нее, противодействует ей, меняет свое поведение. Актер должен обладать высокой артистической техникой, чтобы не потерять связь со своим партнером, сохранить реалистичную жизнь персонажей на сцене. Идеал партнерского сотрудничества – органичность творчества, когда на протяжении всего спектакля между актерами устанавливается внутренняя связь, развивается особая чуткость друг к другу.



Принципы системы Станиславского – это бесспорная основа актерского мастерства, признанная во всем мире. Некоторые элементы сценического искусства в системе Константина Сергеевича неоднократно дополнялись его учениками, создано множество авторских театральных систем, но принципы Станиславского – неизменная база для всех них.

Если вы хотите овладеть искусством актерского мастерства, то записывайтесь на наши курсы.
Актерское мастерство для начинающих
МАСТЕР-КЛАССЫ
КУРС «СТАРТ»
Трехмесячный курс-знакомство с актерским мастерством
Попробовать тренинги, вдохновиться и начать новую жизнь
24 900 руб / мес
5000 руб.
1490 руб.
Другие статьи